3. ХЕРСОНЕС - ХЕРСОН - КОРСУНЬ.
В труде и битвах путь твоих веков.
Менялись город, и враги, и боги;
Там, где сушились сети рыбаков,
Вдруг звон мечей - и варвар на пороге!
В. Диваков
Руины города находятся на мысу св. Владимира между
бухтами Карантинной и Херсонесской (она же Песочная,
Шмидта). Пояс стен с башнями отделял полуостров от ма-
терика, они частично сохранились (или реставрированы)
в приморских частях.
Херсонес производит величественное впечатление, несмот-
ря на то, что город много веков стоял покинутый жителя-
ми и часто использовался как каменоломня.
Его прошлый облик помогают представить свидетельства
очевидцев, побывавших здесь ранее. В 1578 году Херсонес
посетил М. Броневский, польский посол в Крыму: "...еще и
теперь возвышается высокая стена и башни многочислен-
ные и большие, из тесанных огромных камней... царский
дворец... с огромными стенами, башнями и великолепными
воротами... Дома города лежат во прахе и сравнены с зем-
лей. Большой греческий монастырь остался в городе, стены
храма еще стоят, но без кровли..." ( 42 ). Автор сообщает, что
турки вывозят колонны.
Во время путешествия князя В. М. Долгорукова по Кры-
му в 1773 году путешественники из-за недостатка времени
не смогли посетить Херсонес и удовлетворились его осмот-
ром с северной стороны Севастопольской бухты "верст за
пять". Но и на этом расстоянии они убедились, что "разва-
лившиеся стены с высокими башнями показывают вдали
его четвероугольную фигуру" ( 43 ).
Известный ученый и путешественник П. С. Паллас горь-
ко сетовал на разрушение Херсонеса, из которого брали ка-
мень на сооружение Севастополя: "При занятии Крыма су-
- 40 -
ществовала еще большая часть стен, построенных из пре-
красных тесанных камней, прекрасные городские ворота и
значительная часть крепких башен, из которых одна стояла
над самой бухтой и еще при моем посещении в 1794 году на-
ходилась в порядочном состоянии. Но постройка города
Ахтияра (Севастополя. - Е. В.) была причиной уничтоже-
ния этого древнего города" ( 44 ).
Первые сведения о раскопках в Херсонесе относятся к
1827 году. Их производил офицер Черноморского флота
Г. Крузе (известен также как геодезист, составивший план
окрестностей Севастополя, и корреспондент Одесского об-
щества истории и древностей), открывший три храма в цент-
ральной части города, один иэ них до сих пор носит назва-
ние "базилика Крузе". В дальнейшем раскопки продолжа-
лись как любителями, так и специалистами. В 1853 году
А. С. Уваров открыл одну иэ самых больших базилик (до
сих пор носит его имя), с 1876 года исследования принима-
ют систематический характер. До 1888 года их осущест-
вляет Одесское общество истории и древностей, а с этого го-
да - императорская Археологическая комиссия. С 1888 до
1907 года раскопками руководил К. К. Костюшко-Валюжи-
нич. Образовавшийся музей получил в 1892 году официаль-
ное название "Склада местных древностей". До революции
раскопками в Херсонесе занимались такие известные в Кры-
му археологи, как Р. X. Лепер и Л. А. Моисеев.
Новая жизнь началась для музея (ныне заповедник) с ус-
тановлением Советской власти. В 1925 году был закрыт Хер-
сонесский монастырь, построенный во второй половине
XIX века на территории городища, и его здания переданы
музею, который смог развернуть обширную экспозицию. Ра-
зумеется, увеличился и масштаб ежегодных раскопок. До
Великой Отечественной войны здесь работали известные
советские археологи К. Э. Гриневич и Г. Д. Белов.
В период временной оккупации Севастополя фашистскими
войсками фонды музея были эвакуированы, вернулись в Се-
вастополь они вскоре после освобождения - в 1944 году,
в начале следующего года музей возобновил свою работу.
В послевоенное время раскопками в Херсонесе руководили
С. Ф. Стржелецкий, О. И. Домбровский и другие. С 60-х го-
дов в них принимают участие многие университеты и музеи
страны.
В Советское время (с начала 30-х годов) начались систе-
матические работы по консервации и реставрации памят-
ников на территории городища. Посетителю особенно бро-
сается в глаза большой объем реставрационных работ в баш-
не Зенона (1963-1964 гг., руководители С. Ф. Стржелецкий
- 41 -
и В. Н. Даниленко) и недавно открытые для обозрения вели-
колепные мозаичные полы (руководители реставрации -
О. И. Домбровский и С. Г. Рыжов).
В 1963 году Херсонесское городище со всеми находя-
щимися на нем постройками объявлено комплексным па-
мятником архитектуры республиканского значения. Тем
самым официально признано, что раскопки Херсонеса пред-
ставляют не только чисто научно-археологический и исто-
рический интерес, но и имеют значительную художествен-
ную ценность. Херсонес представляет редкий образец ан-
тичного и средневекового зодчества, скульптуры и градо-
строительного искусства.
В настоящее время посетитель проникает на территорию
городища двумя путями - через главный вход с улицы
Древней или в ворота, обращенные к пляжу Солнечный в
Песочной бухте. Первое, что поражает и восхищает экскур-
санта, - это стены и башни древнего города. Даже в руинах
они величественны.
Юго-восточная часть крепостной ограды Херсонеса (со
стороны главного входа) предназначена была защищать го-
род с наиболее доступной - нижней - стороны. Невыгод-
ность положения обороняющихся усугублялась еще тем, что
над этими куртинами "командует", как выражаются спе-
циалисты по фортификации, соседняя высота - Девичий
холм (на нем сейчас стоит жилой дом с пристроенным рес-
тораном "Дельфин"). На этой возвышенности осаждающие
могли (да, наверное, так и делали) установить свою артил-
лерию (метательные машины) и обстреливать внутренность
крепости. Разумеется, на это место жители города всегда
обращали особое внимание. Мощная стена, возведенная в
III веке до н. э. и неоднократно перестраивавшаяся до
XI века, в нижней части сложена из мощных известняко-
вых плит-квадров, обработанных под руст. Квадры пригна-
ны друг к другу насухо, без раствора, дополнительное скреп-
ление им обеспечивают медные стержни - пироны. Ряды
квадров составляли внешние панцирные оболочки стен. Про-
странство между ними забутовывалось. Описанный прием
сооружения крепостных стен характерен для античной тех-
ники.
С поля основную ограду прикрывает вспомогательная,
внешняя, стена -протейхизма, сооруженная в I веке н. э., в
римское время. Ее назначение - лишить врага возможно-
сти придвинуть стенобитные орудия и обеспечить так назы-
ваемый "прикрытый ход" (еще один фортификационный
термин), пользуясь которым осажденные могли незаметно
собираться для внезапной вылазки. В пространстве между
- 42 -
стенами проходила дорога к городским воротам, хорошо
контролируемая сверху (перибол)*.
Перибол приводит к городским воротам III века до н. э.,
скрытым в толще стены. Проем шириной около 4 м. ведет
в коридор длиной 8,4 м. Путь в любой момент могла пре-
градить падающая решетка - катаракта, пазы для которой
можно видеть и сейчас.
Ворота существовали до I века н. э., потом их засыпали,
в Х или XI веке над ними была сооружена небольшая ка-
литка.
Разумеется, описанные ворота были не единственными,
но именно к ним подводила дорога, шедшая мимо обшир-
ного кладбища-некрополя, находившегося перед городом на
берегу Карантинной бухты. Вспоминается описание древне-
греческого города известного французского историка архи-
тектуры О. Шуази (1841-1909): "На приближение к нему
указывают бесконечные ряды гробниц, примыкающих к
зубчатой ограде, далее - улицы, застроенные лачугами,
в промежутках - площадь или рынок, окруженный порти-
ками, где кишит толпа, подобно современной толпе на во-
сточных базарах, суды под открытым небом, крытые га-
лереи для прогулок, где масса праздного народа собира-
ется обсуждать общественные дела, храмы, скрытые между
портиками, победные памятники между храмами, театры,
палестры, стадии" ( 45 ).
Городская стена снабжена башнями, самая мощная из
них - та, которую видит посетитель, приближаясь к горо-
дищу по улице Древней. По установившейся традиции ее
называют башней Зенона - именем византийского импе-
ратора, царствовавшего с 474 по 491 год. В 1794 году акаде-
мик П. С. Паллас, посетив своего друга, тоже известного
ученого - К. И. Габлица, в его имении под Севастополем,
обнаружил у него мраморную плиту с текстом. Надпись
сообщала, что император Зенон в 488 году даровал городу
часть податей, платимых жителями. "На эти (суммы), го-
ворит текст, возобновляя стены во спасение этого самого го-
рода и благодарствуя, поставили мы эту надпись в вечное
воспоминание их царствования. Возобновлена же башня
эта трудом светлейшего комита Диогена" (46).
* ( Примечание )Сейчас, в летнее время, периболу нашли оригинальное практическое
применение - там ставит свои спектакли драматический театр КЧФ им. Лав-
ренева. Замкнутое пространство между каменными стенами обладает непло-
хими акустическими качествами. Кроме того, зритель как бы переносится в
изображаемую на сцене эпоху, это усиливает эмоциональное воздействие
спектакля. В сезоны 1982 и 1983 годов поставлена пьеса севастопольско-
го драматурга И. Маркевича "Смех и слезы Херсонеса" и драматическая
хроника В. Шекспира "Генрих VI". Эти спектакли необычайно популярны.
- 43 -
Из текста ясно, что доска была установлена на башне,
но на какой именно - сказать нельзя. Прежде чем попасть
в музей, доска прошла долгий путь. К. И. Габлиц передал ее
таврическому губернатору А. М. Бороздину, тот подарил
плиту князю М. С. Воронцову, сын которого, С. М. Воронцов,
и вернул ее в Херсонес (подарил монастырю).
Башня Зенона находится на самом опасном участке, поэто-
му она сделана сплошной, чтобы ее невозможно было про-
бить таранами. Она, вероятно, представляла собой фунда-
мент для установки мощной метательной машины, способ-
ной противостоять артиллерии осаждавших, которую по-
следние могли установить на Девичьем холме. Башня пере-
жила несколько строительных периодов, в продолжение
которых ее толщина неуклонно увеличивалась. Первона-
чальная башня диаметром около восьми метров была соору-
жена в страшной спешке во II веке до н. э. О том, что строи-
тели торопились, свидетельствует то, что для ее сооружения
использовались могильные плиты предков. Перенесенные
с некрополя, они были уложены в кладку. Из-за этой счаст-
ливой (для нас) случайности до нас дошли образцы поли-
хромной росписи IV-III веков до н. э., в том числе боль-
шого фрагмента портрета молодого человека, написанного
по штукатурке восковыми красками - настоящий шедевр
античной живописи IV века до н. э. (подробнее о нем будет
сказано ниже). Спешка при сооружении башни станет по-
нятна, если мы вспомним, что II век до н. э. - это время
ожесточенной борьбы со скифами.
Времени высекать камень в каменоломнях уже не было
(да, возможно, они уже находились на территории, захва-
ченной неприятелем) и потому в дело пошли могильные
памятники.
Впоследствии башню перестраивали пять раз (в том чис-
ле, возможно, и при императоре Зеноне). Последняя пере-
стройка произошла в IX или Х веке. На этот раз башня ока-
залась настолько массивной, что внутри нее решили устроить
небольшое помещение для караула.
Рассматривая это внушительное сооружение, трудно по-
верить, что до начала XX века о его существовании не подо-
зревали, то есть башня, конечно, была, но ее скрывал слой
земли толщиной в шесть-восемь метров. Памятник раско-
пал в 1898-1909 годах К. К. Костюшко-Валюжинич, в
1959-1961 годах его реставрировал и обследовал
С. Ф. Стржелецкий.
Херсонес, как и все античные города, характеризуется
регулярной, прямоугольной сетью продольных и поперечных
улиц. Этот прием носит название гипподамовой плани-
- 44 -
ровки, по имени древнегреческого архитектора Гипподама
(V в. до н. э.), которому приписывали ее изобретение.
Продольные улицы в Херсонесе шире поперечных (соот-
ветственно 7,5 м и 4,5 м.). Кварталы небольшие - по три-
четыре усадьбы, с улицы их не было видно - тянулся только
длинный ряд сплошных стен. Город был достаточно хорошо
благоустроен даже по современным меркам - имел водопро-
вод, самотечную канализацию.
Типичный по планировке жилой дом III-II веков до н. э.
раскопан в 1936-1938 годах на северном берегу Херсонеса.
Он двухэтажный, дверь в глухой ограде ведет с улицы
во двор, куда обращены окна всех помещений. Отопления
в доме не было - в ненастные дни его обитатели грелись
у переносных жаровен с раскаленными углями. Кстати,
приверженность к такой системе отопления держалась в
Крыму очень долго - переносные жаровни можно увидеть
в Бахчисарайском дворце. В кухне был сложен очаг для
приготовления пищи, но дымохода он не имел - топили
по-черному.
В темное время суток зажигали глиняные светильники,
наполненные маслом, в котором плавал фитиль. Жилые
комнаты были ориентированы на юг, для лучшего обогрева,
хозяйственные помещения находились с противоположной
стороны.
Летом обедали в летней столовой, открытой в сторону
моря. Женская половина дома находилась на втором этаже,
первый этаж занимали мужчины.
В центральной части города располагался его обществен-
ный и религиозный центр (акрополь), рядом с которым на-
ходилась агора - городская площадь, где помещался рынок
и происходили общие собрания свободных граждан полиса.
Неподалеку от нее, на пологом склоне холма, обращенном
к Карантинной бухте, построили театр (открытый сравни-
тельно недавно - в 1954 году, автор раскопок - О. И. Дом-
бровский). Он сооружен в середине III века до н. э. и су-
ществовал до конца IV века н. э., когда, очевидно, под влия-
нием христианских священников, считавших театральные
представления греховными, театр был закрыт и постепен-
но стал разрушаться, так как служил каменоломней. Впо-
следствии на его месте построили жилые дома и две церкви,
для их сооружения использовали архитектурные детали те-
атра, найденные потом в позднейшей кладке.
Театр сохранился далеко не полностью, и поэтому трудно
определить его вместимость. Одни исследователи считают,
что он был рассчитан на 1800-2000 человек, другие пред-
полагают наличие 3000-3200 мест. Но в любом случае
- 45 -
На стр. 46, 47 Крепостные стены Херсонеса ( южный участок ).
Иллюстрация: Жилой дом III-II вв. до н.э. Реконструкция.
ясно, что театр был весьма солидных размеров. В центре
его располагалась орхестра - полукруглая площадка диа-
метром в 23 метра. На ней помещался хор - непремен-
ный участник древнегреческого спектакля. К орхестре при-
мыкал проскений - площадка, возвышавшаяся над ней
на 1,5-2 метра. Именно она служила подмостками для
выступления. На заднем плане проскения находилось поме-
щение для переодевания актеров (скене). Стена этого по-
мещения, обращенная на проскений, была оформлена полу-
колоннами дорического ордера. Этот фасад служил фоном
для представления, возможно, на него навешивались или
к нему приставлялись декорации.
Перед комплексом сооружения для актеров (сценой, в со-
временном представлении) вверх по склону холма амфи-
театром поднимались вырубленные в известняке ряды ска-
мей для зрителей (театрон). Скамьи делились на секторы,
связанные друг с другом каменными лестницами. В театр ве-
ли два входа, называвшиеся пародами.
- 48 -
Древнегреческий театр был государственным учрежде-
нием. В нем ставились не только драматические пред-
ставления, но проходили концерты музыкантов, поэтиче-
ские состязания, устраивались общественные собрания. Веро-
ятно, именно здесь в III веке до н. э. выступил перед
согражданами Сириск, сын Гераклита, с чтением своего тру-
да, где он "явления Девы (главной богини херсонеситов. -
Е. В.) трудолюбиво описав... и про отношения к царям
Боспора рассказал и бывшие дружеские отношения с города-
ми исследовал согласно достоинству народа" ( 47 ). Восхищен-
ные слушатели постановили увенчать первого историка Хер-
сонеса (и, кстати, первого из живших на территории СССР)
золотым венком, а постановление об этом высечь на камен-
ной плите, которую поставить на всеобщее обозрение
в притворе храма Девы.
В I веке н. э. с приходом римлян многое меняется в судьбе
театра. Как известно, в это время широкую популярность
получили бои гладиаторов. В первом веке в Херсонесе появ-
ляется постоянный римский гарнизон и орхестра в театре
расширяется, превращаясь в арену для кровавых побоищ.
Неподалеку от театра расположено одно из крупнейших
и древнейших зданий города. Обычно его называют монет-
ным двором (IV-III веков до н. э.), и, очевидно, оно и было
им, хотя полной уверенности в этом нет. При раскопках
(их вел в 1904 году К. К. Костюшко-Волюжинич) были
обнаружены части горна для плавки бронзы и монеты. Это
и дало основание считать здание монетным двором.
Оно погибло от пожара еще в III веке до н. э. и с тех пор
не восстанавливалось. Сейчас доступна для обозрения только
часть подвального этажа, остальное раскопанное простран-
ство вскоре после исследования было засыпано и на его
месте служители монастыря посадили сад.
Главным фасадом монетный двор был обращен на цент-
ральную улицу города. Сохранившиеся стены сложены из
массивных тесаных каменных плит (квадров) без раствора.
В стенах чередуются продольно и поперечно лежащие
блоки, т. е. квадры, положенные на ребро и плашмя во всю
ширину стены. Такой способ кладки по-русски называется
"логом и тычком".
Раскопки позволили установить, что сооружение состояло
из нескольких помещений (сейчас можно наблюдать только
четыре), сгруппированных вокруг двора, окруженного гале-
реей, образованной 26 колоннами.
Здание монетного двора примыкает к небольшой, но живо-
писной площади. На ней, или в непосредственной бли-
зости от нее, находятся все музейные помещения, где раз-
- 49 -
На стр. 50, 51 Античный театр. Фотография.
Иллюстрация: Капитель колонны V в н. э. Фотография.
вернута экспозиция, хранятся фонды и архивы, работают
научные сотрудники. Это здания бывшего Херсонесского
монастыря, построенные в основном во второй половине
прошлого века. Маленькая площадь с фонтаном в центре
вымощена крупными каменными плитами. С северо-восточ-
ной стороны она ограничивается фасадом бывшего на-
стоятельского корпуса (ныне здесь средневековый зал музея,
его административные и производственные помещения).
Здание сооружено в 1864 году, автор проекта и строитель-
архитектор К. Вяткин. Главный вход не совсем обычен, он
устроен с торца, обращенного к площади. На второй этаж
ведет парадная наружная лестница, сооруженная парал-
лельно внешней стене. Ее ступени приводят на широкую
каменную террасу, откуда монументальные двери ведут
внутрь здания. Большую часть второго этажа занимает
двухсветный зал музея, где расположена экспозиция сред-
них веков. Это бывшая домовая церковь Корсуньской Бого
матери.
- 52 -
Иллюстрация: Главная площадь Херсонесского Заповедника.
Фотография.
С бокового фасада, обращенного к главной улице Хер-
сонеса - Херсона, пристроен вход-тамбур, поддерживаю-
щий каменный балкон. Он появился не сразу, а был соору-
жен К. Вяткиным в 1866 году. До настоящего времени
в корпусе действует система отопления, устроенная в 1896 го-
ду, тогда же архитектор и художник В. А. Фельдман вы-
полнил рисунок иконостаса для домовой церкви (не сохра-
нился). В 1982 году произведена реставрация корпуса (авто-
ры проекта - Е. В. Веникеев, С. Н. Фролов).
Противоположную сторону площади занимает небольшое
здание с куполом - это бывший храм семи священномуче-
ников херсонесских, сооруженный в 1861 году. Рядом с
ним - бывшая трапезная монастыря, построенная в 1914 го-
ду (автор - А. Мелашко). В ней находится античный зал
музея.
Херсонес имел в дореволюционное время большое значе-
ние, так как по легенде именно здесь Русь приняла хрис-
тианство. Предполагали, что здесь состоялось крещение
- 53 -
князя Владимира. Поэтому еще в 1850 году основали
небольшой монастырь, но его постройки (в частности, храм
св. Ольги, построенный в 1854 году) погибли во время
первой обороны Севастополя.
К началу военных действий была собрана значительная
сумма на сооружение собора в честь св. Владимира (его
проект в пятикупольном варианте выполнил К. А. Тон),
но после войны эти деньги частично пошли на строительство
Владимирского собора в Севастополе. Впоследствии было ре-
шено соорудить два "одноименных" храма и в Херсонесе
и в Севастополе.
Херсонесский собор св. Владимира был заложен в 1861
году в присутствии Александра II и императорской семьи.
К тому времени уже изжил себя официальный "русско-
византийский" стиль церковной архитектуры николаев-
ских времен, апологетом которого был К. А. Тон, счи-
тавший непременным условием чистоты стиля пятиглавие
церквей. Новый проект выполнил архитектор Д. И. Гримм,
тяготевший к византийскому стилю в чистом виде. Огром-
ный крестово-купольный храм по его проекту сооружал-
ся долго - время от времени финансирование прекращалось
и строительство останавливалось. Окончен он был только в
1892 году, причем за это время успело смениться несколько
ведущих архитекторов. Ими были архитекторы К. Вяткин,
Н. Арнольд, Ф. Чагин и Безобразов.
Собор двухъярусный, в первом сохранились остатки сред-
невекового храма, с которым связывают, впрочем без особых
оснований, легенду крещения князя Владимира. Факт его
крещения в Херсонесе ничуть не противоречит древним ис-
точникам, называющим и другие места этой церемонии
(например, Киев). Князь, скорее всего, повторял обряд не-
однократно в целях пропаганды новой религии, введение
которой на Руси, как известно, прошло не безболезненно.
Во время Великой Отечественной войны здание собора
сильно пострадало - рухнул купол с барабаном, пробив
межъярусное перекрытие, полностью уничтожена живопись,
выполненная академиками А. И. Корзухиным и Рис-
сом, профессором Т. А. Нэффом, художниками Н. А. Май-
ковым. Малышевым, Молокиным.
Но и в руинах собор величествен, он гармонирует с суровой
природой каменистого мыса, сохранившимися постройками
монастыря, развалинами античных и средневековых зданий.
Несколько лет тому назад принято решение восстановить
собор, и в Киеве уже разработан проект его реставрации.
Конечно, эта огромная работа потребует многих лет и боль-
ших средств, но ее осуществление вполне реально.
- 54 -
Иллюстрация: Владимирский собор. Фотография.
Собор находится в районе акрополя и центральной
площади Херсонеса. Главная улица пересекала площадь
и продолжалась дальше, к стрелке мыса. Здесь она заканчи-
валась другой площадью (сохранилась античная мостовая)
на крутом морском берегу. В V веке на ней соорудили хрис-
тианский храм-базилику. Слева от главной улицы лежат
раскопанные кварталы города - их дома представлены
фундаментами.
Порт находлся внизу, на берегу Карантинной бухты.
Его окружали особые стены, а между портом, берегом бухты
и башней Зенона в первых веках нашей эры была устроена
городская цитадель. Здесь последняя, двадцатая куртина
городских стен поворачивала под прямым углом и упира-
лась в берег бухты.
От площади на стрелке мыса приятно пройти тропой над
обрывом. Справа - бесконечность открытого моря, слева -
большой земляной вал - следы береговой батареи, соору-
женной во второй половине XIX века. Под ним скрываются
- 55 -
Стр. 56, 57 Уваровская базилика. Фотография.
нераскопанные еще сооружения древнего города. Минуя
узкий каменистый пляж (к нему надо спускаться по крутой
лестнице), тропа приводит к Уваровской базилике - самому
крупному из раскопанных в Херсонесе храмов (22 м на
50 м), открытому в 1853 году А. С. Уваровым. Исследования
памятника неоднократно возобновлялись как в дореволю-
ционное, так и в советское время. В 1970 году выполнены
консервационные работы под руководством С. Г. Рыжова.
Храмовый комплекс был внушительным сооружением
(построен в V-VII вв., в Х в. капитально перестроен). Его
центральный неф (11 м на 36 м) был шире и выше боковых,
он имел под перекрытием оконные проемы, откуда в полу-
темный храм (боковые нефы окон не имели) сверху лились
потоки света. Нефы отделялись друг от друга двумя колон-
надами по одиннадцати колонн в каждой. Центральный
заканчивается полукруглой апсидой (храм одноапсидный).
В базилику попадали через два притвора - экзонартекс
(внешний) и нартекс (внутренний). Первый был выполнен
в виде крытой аркады, выходящей на внутренний двор
(весь храмовый комплекс окружали стены) с бассейном-
фиалом (реставрирован). Пол центрального нефа - из
больших мраморных плит, а пол в боковых нефах покрывала
мозаика в виде орнаментального узора (ее можно осмотреть
в одном из залов Государственного Эрмитажа в Ленингра-
де).
Рядом с храмом находится небольшое здание - бапти-
стерий (крещальня). Открыто в 1876 году раскопками
Одесского общества истории и древностей. Это тоже храм,
но с купелью, вырубленной в скале. Размеры всего здания
и купели наводят на мысль, что в VI-VII веках, когда был
сооружен баптистерий, широко практиковалось крещение
не только детей, но и взрослых язычников, коих было предо-
статочно.
Над обрывом на берегу моря, между двух массивных ка-
менных пилонов, висит медный колокол. У него своя и очень
богатая событиями история.
Вечером 27 августа (8 сентября) 1855 года гарнизон
Севастополя по понтонному мосту отступил на Северную
сторону, 349-дневная оборона окончилась. Южная и Кора-
бельная пылали, взлетали в воздух пороховые погреба ба-
тарей. Через три дня в разрушенный город вошли осаждав-
шие. Оккупация продолжалась около года, за это время
англичане и французы взорвали все, что могли взорвать,
и вывезли все, что можно было считать "трофеем". Не из-
бежали этой участи и 13 колоколов севастопольских церк-
вей, но их конфискации был придан вид некоторой закон-
- 58 -
ности. Вспомнили о законах 1807 и 1810 годов, принятых
еще Наполеоном I, по которым колокола захваченных горо-
дов должны передаваться артиллерийскому ведомству, ве-
роятно для переплавки на орудия. Но век бронзовых пушек
уже прошел, артиллеристы не знали, что делать с колоко-
лами, и передали их военному министерству.
Дальнейшая судьба большинства из них неизвестна, но в
1913 году один русский колокол был обнаружен висящим
в знаменитом соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам де
Пари), причем, похоже, уже никто не помнил, как он там
оказался. Об этом стало известно французскому консулу в
Севастополе Л. И. Ге, который предложил вернуть коло-
кол.
Приближалась первая мировая война, Франция была
кровно заинтересована в укреплении союза с Россией, и
23 ноября (6 декабря) "колокол-пленник" прибыл в Севасто-
поль и был поднят на звонницу Херсонесского монастыря
(не сохранилась, находилась рядом с Владимирским собо-
ром). В письме к Л. И. Ге президент Франции Р. Пуанкаре
написал, что он возвращает колокол России в "знак союза
и дружбы". Русское правительство в свою очередь награди-
ло французского консула орденом св. Владимира 4-й сте
пени.
За несколько лет до этого события, в 1894 году, у Херсоне-
са потерпел крушение, напоровшись в тумане на прибреж-
ные скалы, пароход "Петр". С тех пор один из колоколов мо-
настыря был специально назначен звонить во время тума-
на*. Возможно, эту роль пришлось выполнять и колоколу
из Парижа.
В 1925 году, после закрытия монастыря, его колокола
были сняты, но Управление по обеспечению безопасности
кораблевождения на Черном и Азовском морях обратилось
в Севастопольский горисполком с просьбой оставить один
из колоколов для звона в туманную погоду. В это время
колокол и был установлен между каменными пилонами на
берегу. Он пережил вторую героическую оборону города,
дождался его освобождения. Только к старым шрамам от
пуль и осколков прибавились новые.
Я с детства не раз слышал, что это тот самый колокол,
который побывал в соборе Парижской Богоматери, но,
кроме общей убежденности, других доказательств никто
привести не мог. Решив выяснить это обстоятельство, я об-
* Примечание:Тем более что существовали специальные законы
1851 и 1893 гг , предписывающие церквам звонить в колокола
во время метелей, вьюги и пасмурности ( 48 ).
- 59 -
Стр. 60 Херсонесский колокол. Фотография
ратился к материалам Севастопольского государственного
архива, где обнаружил любопытнейшее "Дело о возвраще-
нии из Франции колокола" В "Деле" находится его подроб-
ное описание, где, в частности, сказано, что колокол "имеет
изображения на одной стороне св. Николая, а на другой
неизвестный святой, стоящий на луне" Кроме того, приво-
дится текст надписи на колоколе, который уже в то время
сохранился не полностью: "сей колокол... вылит... святого
Николая Чудотворца в Таганро (очевидно, в Таганроге -
Е.В. ) из турецкой артиллерии весом пуд* 1776 года меся-
ца августа... числа" ( 50 ).
Тщательное обследование (вместе с инженером Л.Т. Арте-
менко) обнаружило все эти изображения и текст, хотя и
пострадавший от пуль и осколков, но вполне читаемый
(особенно хорошо сохранился год отливки) Сомнения исчез-
ли - это колокол, бывший в Париже.
Благоговейное изумление внушает его судьба отлитый
из трофейных пушек за пять лет до основания Севасто-
поля, он более полувека провел в плену во Франции, вер-
нулся на родину, перенес первую мировую и гражданскую
войны, героическую оборону города в Великую Отечествен-
ную войну, годы оккупации, бои при освобождении и до сих
пор неколебимо возвышается на древнем берегу Херсонеса!
"По ком звонишь ты,
колокол бессонный,
Кого зовешь
чугунными стихами?" ( 51 )
За возвышенностью, на которой установлен колокол,
берег опускается вдоль моря пологим амфитеатром. Это
северный район Херсонеса, раскопками здесь открыты дома
и кварталы от III века до н. э. до XIV века. Внимание
посетителей привлекает изящная белая колоннада базилики
VI-Х веков. Ее чаще всего воспроизводят на открытках
и фотографиях с видами Херсонеса - почти на самом
* Примечание: Вес колокола 451 пуд ( 49 )
- 61 -
Стр. 62, 63 Базилика VI в. н.э. Фотография.
берегу моря, на фоне волн стоят ряды колонн из бело-голу
бого проконесского мрамора:
"Бессмертным солнцем светит колоннада
В блаженный мир ведут ее врата" ( 52).
Базилика открыта во время раскопок в 1935 году, кото-
рые проводились под руководством Г. Д. Белова, построена
в VI веке, в Х веке перестроена (размеры 32,5 м на 18,6 м).
Храм был трехнефным, нефы отделялись друг от друга дву-
мя рядами колонн по шесть в каждом ряду, центральный
неф - выше и шире боковых, с окнами, освещавшими весь
храм, заканчивался полукруглой апсидой. Базилика имела
внешний и внутренний притворы; стены сооружены из
крупных, тщательно отесанных известняковых блоков, вну-
треннее пространство между ними заполнено щебнем на
известковом растворе. Глубина заложения подошвы фунда-
ментов значительна - почти два метра.
Стены покрывала фресковая живопись, изображающая
птиц, окруженных геометрическим и растительным орна-
ментом. Фрески можно осмотреть в средневековом зале му-
зея.
Полы боковых нефов были мозаичными, а центрально-
го - из больших мраморных плит.
Но не надо думать, что базилика при раскопках предстала
в том виде, в каком мы ее сейчас наблюдаем. Колонны (их
пышные резные капители поддерживали арки сводов)
найдены и установлены в 30-х годах нашего столетия; в
1957-1958 годах произошел следующий этап реставра-
ции - поставлены стены между нефами и внутренним
притвором, установлены мраморные детали интерьера
храма.
Ниже его, у современной лестницы к морю, видны стены
ванной комнаты - единственного сооружения, что сохрани-
лось от богатой усадьбы II века до н. э. Пол помещения
украшала частично сохранившаяся мозаика из разноцвет-
ной морской гальки, она перенесена в античный отдел
музея, а на месте оставлена копия из того же материала.
Использование для мозаики морской гальки (явление,
кстати, довольно редкое) продиктовано тонким вкусом не-
известного художника. Ведь смоченное водой (как и полага-
ется в ванной комнате) изображение из гальки приобретало
особую яркость и выразительность. Сама картина изящна
и гармонична: две стоящие обнаженные женские фигуры
(одна из них, очевидно, играет на флейте), между ними
луатерий - чаша на высокой ножке для омовения. На краю
чаши птица, вторая - над ней, в воздухе. Общий фон карти-
- 64 -
Фотография : Базилика в базилике. Мозаичный пол.
ны - темный, только на плечо правой фигуры наброшен
ярко желтый плащ.
Несмотря на то, что верхняя и нижняя части картины
повреждены, видно, что перед нами редкое и ценное про-
изведение искусства.
Раскопанные кварталы окружены темной зеленью кево-
вых (фисташковых) деревьев. Они невелики, но живут до-
вольно долго - несколько столетий. Их часто находят на
местах старинных поселений (из косточек плодов добывали
масло). Среди деревьев, к югу от северного квартала, белеет
одинокая колонна. Это еще один известный памятник сред-
невекового Херсонеса, так называемая "базилика в базили-
ке". Она открыта в 1889 году К. К. Костюшко-Валюжини-
чем. В 1972-1974 годах под руководством С. Г. Рыжова и
О. И. Домбровского проводилась консервация и реставра-
ция мозаичных полов.
Первый храм на этом месте построен в VI веке. Он был
типичной для того времени трехнефной базиликой (27 м на
- 65 -
Фотография : Базилика в базилике
22 м) с притвором и обладал красивыми мозаичными пола-
ми, которые ныне, благодаря недавно изобретенным спо-
собам закрепления, реставрированы и экспонируются под
открытым небом. Здесь можно видеть изображения птиц
и нарядный геометрический орнамент, что характерно для
подобных произведений раннего средневековья. Особенно
интересна так называемая "мозаика с павлином", найденная
на полу помещения, примыкавшего к северному нефу бази-
лики. Павлин - символ воскресения, окружен круглыми
медальонами с голубями, символизирующими святой дух.
Материал мозаики: смальта, мрамор, известняк разных цве-
тов.
К Х веку храм лежал в развалинах, в это время на его
месте строят новую базилику, но она была настолько мала,
что полностью поместилась в центральном нефе старого
храма (отсюда и название памятника - "базилика в бази-
лике"). При ее возведении использовали строительные
материалы и архитектурные детали разрушенного храма.
- 66 -
Мозаичные полы при этом сильно пострадали. В XV веке
храм был уничтожен пожаром.
На территории городища и ближайших окрестностей от-
крыто еще много храмов и других памятников (в комплекс
Херсонеса Таврического входит 61 объект), но даже краткое
описание их превысило бы объем данной книги. Кроме упо-
мянутых следует назвать еще "Базилику на горе", кресто-
образный храм на акрополе, базилику VI века. Восточ-
ную, Северную и Западную базилики; уже упоминавшийся
храм, названный именем зачинателя Херсонесских раскопок
(базилика Крузе); храмы: шестистолпный, подземный
храм-мавзолей, "на сводах", "с ковчегом", "с аркосолия-
ми"*, загородный, храм на Девичьей горе. Список внуши-
тельный, а ведь сюда еще следовало бы добавить различные
производственные комплексы: керамический, рыбопромыш-
ленный, винодельческий и др. Кроме того, произведены
раскопки некрополей, многих жилых кварталов и значитель-
ной части оборонительных сооружений.
Исследовано много, но много еще не раскопано. Неподале-
ку от "базилики в базилике" в последние годы ведутся рас-
копки кварталов заключительного периода жизни города
XIII- XIV веков. Весь участок квартала тесно, вплотную за-
строен жилыми домами. Применяя современную терминоло-
гию, можно сказать, что плотность застройки была огромной
и намного превышала предельно-допустимые санитарные
нормы. Дома сложены из бута "на грязи" (земляной раст-
вор), для придания прочности в эту несовершенную кладку
вмонтировали деревянные брусья. Угол квартала занимала
крошечная часовня, служившая и усыпальницей.
За раскопанными кварталами к западу следует плоское
плато - здесь также были жилые кварталы Херсонеса, эта
часть города еще ждет своих исследователей. Там, где плато
начинает опускаться к Херсонесской бухте (она же Песоч-
ная или Шмидта), мы снова видим живописно-грозные
развалины стен и башен. Исследованы пять крепостных
куртин. Стены примыкали к морю, их очертание кремальер-
но (ломаной линией) в соответствии с особенностями рель-
ефа. Перед стенами в скале высечен ров. Впрочем, этот
участок оборонительной линии неоднократно перестраивал-
ся, например ров был засыпан и параллельно основной
крепостной ограде сооружена вспомогательная - протей-
хизма.
Единого мнения о времени сооружения стен от первой до
четвертой куртины у исследователей нет, но наиболее рас-
Примечание: * Аркосолии - разгрузочные арки в стенах.
- 67 -
пространенная дата - Х-XI века. Стены сложены из
бута на известковом растворе, снаружи они были облицова-
ны известняковыми плитами. Большая их часть разобрана
в XVIII- начале XIX века, остальные плиты пережгли на
известь (у третьей башни была построена специальная
печь).
Этот, сравнительно поздний, участок стен появился при
очередном расширении территории средневекового города.
Он примыкал к пятой куртине, замыкавшейся с юго-запада
массивной круглой башней. Последняя часть крепостной
ограды довольно древняя (III в. до н. э,), сложена в уже зна-
комой нам технике, когда внешняя облицовка стен выпол-
нена из тесаных рустованных плит. Они положены вдоль
и поперек стены, по высоте плиты чередуются: поставлен-
ные на ребро и положенные плашмя. Забутовка - на глиня-
ном растворе. Верхняя часть стен (они сохранились до вы-
соты 3,5 м при толщине 3,2 м) выполнена уже на извест-
ковом растворе и датируется I-II веками н. э., как и круглая
башня. Она не так велика, как башня Зенона, но тоже
внушительна - ее диаметр - 14,5 м.
Неподалеку от башни (к юго-востоку) находились еще
одни городские ворота - через них попадали прямо на
главную улицу Херсонеса. С этой же стороны (у четвертой
башни) в город вел самотечный водопровод из керами-
ческих труб.
Именно с этой стороны Херсонес осаждали войска князя
Владимира, флот которого стоял в Песочной бухте. По ле-
тописному преданию падение города было предрешено
тем, что один из его жителей, некто Анастас, по каким-то
причинам настроенный прославянски, пустил в лагерь
осаждавших стрелу. К древку ее была прикреплена записка,
объяснявшая, где следует копать, чтобы перекрыть водопро-
вод. Доступ воды в город прекратился, и Херсонес вскоре
вынужден был капитулировать.
На территории Херсонеса сохранилось много прекрасных
образцов античного искусства: статуи, портики с колонна-
ми, произведения коропластики (скульптуры из терракоты).
Наибольшее развитие в IV-II веках до н. э. получили
архитектура и скульптура, гармонично сочетавшиеся и
дополнявшие друг друга.
Мы привыкли видеть и представлять себе античные храмы
и сооружения ослепительно белыми, под ярким солнцем,
на фоне моря. Многие художники, обращавшиеся к антич-
ным сюжетам, именно так и писали свои картины. Между
тем в античные времена фасады зданий, а также отдельные
архитектурные детали (даже мраморные) покрывались по-
- 68 -
Фотография: Голова юноши.
Мрамор. IV в. до н. э.
Херсонесский заповедник
лихромной росписью контрастных цветов. Впрочем, местного
мрамора в окрестностях Херсонеса не было: так называемый
"крымский, или балаклавский, мрамор" - это мраморовид-
ный известняк. Обнаруженные архитектурные и скульптур-
ные детали (например, прекрасный мраморный акротерий с
тончайшей резьбой, демонстрирующийся в античном зале,
или фрагменты статуй из мрамора) импортировались из дру-
гих частей греческого мира, богатых мраморными залежами.
Местным специалистам приходилось довольствоваться из-
вестняком сарматского яруса, из которого сложен почти
весь Гераклейский полуостров.
Известняк этот очень прочен, трудно поддается атмосфер-
ным воздействиям. Он широко применялся в архитектуре
и в скульптуре (в основном для надгробных памятников).
Граждане Херсонеса даже на заре своей истории чтили
произведения искусства, до нас дошел фрагмент мрамор-
ной статуи, открытой К. Э. Гриневичем в 1926 году при
раскопках цитадели (в путеводителях по Херсонесу фраг-
- 69 -
мент обычно называют "головой атлета"). Высота портрета
всего 13 см. Скульптурная голова юноши имеет поврежде-
ния, но какая это прекрасная работа! Лицо не отличается
симметричностью и правильностью черт - надбровные ду-
ги сильно выдвинуты, рот слишком мал, с пухлыми губа-
ми; но выражение лица задумчиво и одухотворенно. Приз-
нано, что скульптор относился к школе Скопаса - знаме-
нитого греческого мастера IV века до н. э. Датируется фраг-
мент IV-III веками до н. э.
Херсонесские авторы не только следовали общегреческим
течениям в искусстве, но и создавали образцы скульптуры,
характерные только для своего города. Это так называемые
"антропоморфные" надгробия с изображением человека.
Возможно, что отсутствие местного мрамора вызвало к
жизни массовое производство скульптурных изображений из
терракоты (коропластика). Их обнаружено очень много, раз-
личной величины (есть довольно большие). Встречаются
формы, обнаружена даже целая мастерская по изготовлению
терракотовой скульптуры. Сюжеты скульптур самые различ-
ные - изображения богов и героев, жанровые сцены. Очень
интересны терракотовые женские статуэтки (IV-II вв. до
н. э.). Рассматривая их, можно реально представить, как
одевались в то время, какие были прически.
К раннему периоду херсонесской истории относятся и
великолепные образцы ювелирного искусства, найденные
в склепе у городских ворот, выходящих в перибол. Это золо-
тая диадема и серьги (хранятся в Эрмитаже). Работа
ювелира поражает филигранной техникой и скрупулезной
проработкой деталей. Достаточно сказать, что к миниатюр-
ной серьге прикреплено изображение колесницы с четверкой
коней, которыми правит крылатая богиня победы Нике.
Все выполнено настолько тщательно, что можно разглядеть
перья на крыльях богини!
Мы говорили в основном об архитектуре и скульптуре,
а была ли в Херсонесе раннего периода живопись? О поли-
хромной росписи элементов архитектуры уже упоминалось.
Но существовала ли тогда живопись в полном смысле сло-
ва? Да, существовала. При раскопках были найдены куран-
ты - инструменты художника для растирания красок
и наконец портрет, живописный портрет человека IV-III ве-
ков до н. э., выполненный на известняковой плите с исполь-
зованием техники энкаустики (использование красок с рас-
плавленным воском).
К сожалению, полностью надгробие, где находилось изо-
бражение, до нас не дошло - сохранилась только его часть,
найденная в забутовке башни Зенона. Это лицо молодого
- 70 -
Фотография: Амфоры. III в. н. э.
Херсонесский заповедник
человека, красивое и грустное. Портрет явно не стилизован
и изображает именно реальное лицо.
Чисто греческие традиции в искусстве Херсонеса сохрани-
лись до первых веков новой эры, когда стало ощущаться
римское влияние. Ни храмов, ни общественных зданий вре-
мен язычества в Херсонесе не сохранилось - они были раз-
рушены сторонниками христианства еще в IV веке в период
торжества новой религии. Но найденные фрагменты позво-
ляют предположить, что в римское время в городе сооружают
крупные здания высотой в 10-12 метров.
Со временем в Херсонесе утверждаются принципы рим-
ского искусства, также, впрочем, как и традиции подчинен-
ных Риму народов. В Херсонес проникают также восточные
влияния. Коренным образом изменяется тип и стиль надмо-
гильных сооружений. В античную эпоху (вплоть до I в. до
н. э.) надгробные памятники с некрополей Херсонеса обычно
выглядели так: узкая вертикальная стела с именем погре-
бенного и символическими атрибутами, объясняющими его
- 71 -
Фотография: Голова Диониса (известняк).
II в. н. э.
Херсонесский заповедник
профессию (например, меч воина), возраст (посох старца),
пол (женский пояс). В I-IV веках они сменяются саркофа-
гами с рельефными изображениями, на стелах появляются
погрудные портреты погребенных, широкое распространение
получает тема изображения "заупокойной трапезы".
В Херсонесе стоял римский гарнизон, состоящий из пред-
ставителей многих национальностей, входящих в империю.
Они оставили свои надгробия и алтари.
Происходит синтез греческих художественных традиций
с римскими и варварскими. Создается местный художе-
ственный стиль. Для его характеристики процитируем мне-
ние специалистов: "Своеобразие местного стиля выражалось
прежде всего в том, что, обобщая, иногда предельно, пласти-
ческие формы, передавая мелкие подробности причесок и
одежды, мастер довольствовался внешней... правдивостью
человеческой фигуры. Это не было результатом профессио-
нальной слабости, но, главным образом, иных эстетических
норм. Образ человека в работах местных мастеров часто
- 72 -
не имел психологической выразительности, зато любовь
к декоративности, чувство гармоничной композиции при-
давало произведению истинно художественный, закончен-
ный вид" (53).
В 1908 году вблизи Уваровской базилики раскопками
Р. X. Лепера был открыт небольшой, высотой в 13 см муж-
ской бюст из известняка. Судя по всему, это не фрагмент, а
законченное произведение. Бюст имеет некоторые повреж-
дения (отбит, в частности, кончик носа), но очень интересен.
Особенно выигрышный ракурс для осмотра произведения -
анфас с поворотом вправо. Широкое лицо с высоким лбом
несколько сурово, почти прямые брови обрамляют глубоко
посаженные глаза. Короткая, но густая борода, длинные
волосы падают на спину, они завиты в спиралевидные ло-
коны. Предполагают, что бюст представляет бога виноделия
Диониса - тип его изображения с бородой известен в Хер-
сонесе издавна.
В описанном произведении удивляет бросающаяся в глаза
анатомическая неправильность - непропорционально ма-
ленькие уши, расположенные, кроме того, почти у висков.
Трудно поверить, что при общем высоком уровне работы
скульптор допустил столь явную ошибку.
Культура Херсона раннехристианского периода определя-
лась не только уровнем мастерства местных художников,
но испытывала сильнейшее византийское влияние. Это по-
нятно - город подчинялся империи политически и именно
оттуда проникло христианство. Однако сохранились и неко-
торые античные традиции (базиликальный тип храма уна-
следован от язычества). Особенно они заметны в декоратив-
ном искусстве, которое в этот период играло заметную роль.
Замечательный мозаичный пол обнаружен в крестообразном
загородном храме на территории городского кладбища-не-
крополя у берега Карантинной бухты. Здание сооружено
в V веке и служило мавзолеем богатого семейства, через
столетие его перестроили в церковь находящегося там мо-
настыря Богородицы Влахернской. Вот описание пола, сде-
ланное одним из исследователей памятника: " В центре его -
квадрат, в котором изображены большая ваза (канфар) с
произрастающей из нее лозой и два павлина по сторонам
вазы, олицетворяющие, по древнехристианской символике,
бессмертие и райскую жизнь. Квадрат окружен множеством
сплетенных кругов, в каждом из которых помещены изобра-
жения птиц, зверей, рыб, плодов и пр., условно воспроизво-
дящих библейский райский сад со всем разнообразием рас-
тительного и животного мира" (54).
Хотя в христианских храмах этого периода колонны стоя-
- 73 -
ли не снаружи, а внутри, они по-прежнему делались из мра-
мора, их капители украшались тонкой и изящной резьбой.
Мраморными были также наличники входов, преграды пе-
ред алтарями. В большинстве они выполнены из проконес-
ского мрамора, добывавшегося на острове Проконесс в Мра-
морном море. Изделия заказывали в находившихся при ка-
меноломнях мастерских, которые и выполняли детали нуж-
ного размера и стиля. (Возможно, заказчик высылал эскизы,
а быть может, изделия были стандартизированы и выпуска-
лись по определенным образцам.)
Внутренние стены церквей расписывались фресками или
украшались смальтовой мозаикой. Например, свод купола
баптистерия (крещальни) у Уваровской базилики был по-
крыт мозаикой, изображающей звезды на голубом фоне, что
символизировало небо.
С течением времени базиликальный тип храма уступает
место крестово-купольному, повсеместно утвердившемуся в
Херсоне в XI веке. Он был значительно меньше по размерам,
чем базилики, но иногда строился в два этажа. При этом
первый служил усыпальницей. Для того времени характер-
но внимание архитектора к отделке фасадов. Они облицовы-
вались гладкотесаным камнем, плитами с вырезанными
изображениями птиц, животных, крестов. Появляются орна-
менты-плетенки, декоративные пояса из кирпича-плинфы.
Большое распространение получил геометрический орна-
мент, которым покрывают архитектурные детали, выполнен-
ные из местного известняка.
Широко используется фресковая живопись, развивавшая-
ся в общем русле византийского стиля. Ее образцами могут
служить сохранившиеся фрагменты "Лик богоматери"
(IX-Х вв.) и "Лик неизвестного святого" (XIII-XIV вв.)
Но кроме ритуальных изображений развивалось декора-
тивное искусство, применявшееся для украшения предметов
обихода, быта. Здесь преобладал самобытный народный
стиль. Излюбленными темами являются изображения птиц
и зверей. Причем авторы этого красочного декора не стре-
мятся к натуралистической достоверности изображения
животного. Цель чисто декоративная - создать красивый,
красочный предмет. Поэтому зверь может быть подан в не-
естественной позе, отдельные части его тела деформированы,
в зависимости от формы декорируемого предмета и т. д.
Изменилась в этот период и планировочная структура
города. Впрочем, не везде. Если в портовой части еще сохра-
нились регулярные, прямоугольные кварталы, то в западной
они сменились небольшими неправильной формы кварталь-
чиками с извилистыми улицами и переулками. Это было выз-
- 74 -
вано тем, что западный район в Х веке не был заселен, лежал
заброшенным и новое население застраивало его стихийно,
не считаясь со старыми улицами, которые, очевидно, уже не
прослеживались. Меняется и ориентация входов в усадь-
бы - они теперь направлены не на улицы, а во внутри-
квартальное пространство, где возникает небольшая внут-
ренняя площадь.
Реконструкции жилых домов того времени кажутся нам
удивительно знакомыми. Где-то мы уже видели эти- двух-
этажные дома, где первый этаж каменный, а второй де-
ревянный и несколько выступает за линию стены. Туда
поднимались по наружной лестнице, выводящей на галерею.
Двускатная крыша крыта черепицей, как и крыши сараев во
дворе. Да ведь это же типичный дореволюционный или даже
довоенный крымский дом, который и сейчас еще можно
видеть в старых селах в Байдарской долине. Живуча оказа-
лась традиция - почти тысяча лет этому типу жилья!
В первом этаже помещались подсобные помещения, во вто-
ром жили. В сараях во дворе содержали домашних живот-
ных, здесь же обычно стоял небольшой сарайчик, где храни-
лись принадлежности для рыбной ловли. В Херсоне, морском
городе, все жители были рыбаками.
Вот таким был Херсон в последний период своего существо-
вания, таким он окончил свои дни и лежал погребенный под
землей.
Последний штрих к его портрету. Херсонес, как и Севасто-
поль, сражался в 1941-1942 годах. На его территории в
бетонном бункере старой батареи был оборудован запасной
командный пункт, куда в начале июня 1942 года перешли
командующий Приморской армией генерал И. Е. Петров,
начальник штаба Н. И. Крылов и командующий береговой
обороной города П. А. Моргунов.
Сильно пострадали от бомб и снарядов западные крепост-
ные стены - они снова использовались по прямому назна-
чению - защищали бойцов, оберегавших свой город.
- 75 -