На стр.
39 фотография: Ойнохоя. Конец VI в.
до н.э.
ГИМ.
Рисунок:
Схема оборонительных стен Пантикапея.
IV - II
вв. до н.э.
в IV -
II веках до н.э. Их следы, частично найденные
археологами,
местами прослеженные учеными XIX века,
нанесены
приблизительно на схему плана города. Охва-
тывая
гору с юга и пересекая ее гребень за Вторым крес-
лом,
стена на западе прерывалась главными воротами.
Войдя в
город, дорога шла по трассе I-й Эспланадной ули-
цы в
направлении городского центра. Крепостная стена
от
ворот спускалась зигзагами к северу, не доходя до бо-
лотистого
устья Пантикапы.
©© По видимому, стены, пока еще не
обнаруженные, ограж-
дали и
зону порта, откуда в город вела другая дорога,
видимо,
совпадающая с современной Театральной улицей и
Спортивным
переулком.
©© Расширился и акрополь. Его новая стена
высотой около
10 м. и
толщиной до 2,5 м. прошла на западе вдоль западно-
го
склона Скалистого выступа, на севере - по краю террасы,
ниже
которой расположены остатки здания III - II веков
до н.э.
с частично реставрированной колонна-©©©
- 40 -
На стр.
41 фотография: Пятиколонный храм на боспорской
стеле.
II в. до н.э. Гос. Эрмитаж.
Фотография:
База алтаря или статуи.
V в. до
н.э. Гос. Эрмитаж.
дой. Башни
на стыках стен были неприступны для стено-
битных
машин, так как возводились на выходах матери-
ковых
скал, отвесно стесанных на 3,5-4 м. При Спар-
токидах
застройка склонов горы была упорядочена путем
устройства
террас шириной до 20 м с перепадами в
1,5-2 м
между ними. Одни улицы, шириной в 3-3,5 м, шли
вдоль
террас; другие, соединявшие их, имели вид лестниц
или
пандусов, подобно перестраивавшимся в ту же эпоху
на
основе регулярной планировки улицам малоазийских
городов
- Приены, Пергама, Милета и др. Жилые дома и
общественные
здания Пантикапея ступенями восходили к
вершине
горы, увенчанной стенами и башнями акрополя.
©© На акрополе помимо храма Аполлона высились
также
храмы
верховного бога Зевса и богини плодородия Деметры,
о чем
говорят найденные там посвятительные надписи, но
эти
здания исчезли бесследно.
©© На боспорских монетах и погребальных стелах
иногда
изображался
пятиколонный по фасаду храм; возможно,
- 42 -
На стр.
43 фотография: Статуя Ники, закалывающей быка.
III - I
вв. до н.э.© КИАМ.
Фотография:
Подпорная стена I в. до н. э.
на
руинах "пританея*© III-II вв. до н.
э.
это
было воспроизведение какого-то реально существовав-
шего
культового здания. Живописный ансамбль акрополя
дополняли
алтари и жертвенники перед храмами, статуи
богов, мраморные
доски с вырезанными на них государст-
венными
постановлениями. У подножия горы Митридата
в
начале XIX века была найдена круглая база алтаря или
статуи
V века до н. э. (Эрмитаж), видимо, первоначально
находившаяся
на акрополе. Украшающее ее барельефное
изображение
торжественного шествия величавых женских
фигур
выполнено с высоким мастерством аттическим скульп-
тором и
по сюжету напоминает процессию афинских де-
вушек
на празднике Панафинейских игр, изображенную на
фризе
Парфенона.
©© Местоположение царского дворца определить
трудно, так
как
обломки мраморных архитектурных деталей, распис-
ной
штукатурки и статуй попадались в разных местах
акрополя.
Близ Первого кресла археологи раскрыли остатки
одного
из монументальных зданий IV-III веков до н. э.
- 44 -
Фотография:
Ордер колоннады " пританея ".
Реконструкция
А.А. Воронова.
Рядом,
на подтесе скалы, видны основания башни того же
времени
и стены с бастионами и воротами.
©© Где-то на южном склоне горы Митридата были
храм бога
виноделия
Диониса, сильно поврежденная статуя которого
IV века
до н. э. (ныне в Эрмитаже) найдена на Босфорской
улице,
и театр (происхождение греческого театра связано
с
дионисийским культом). Историк Полиен сообщает, что
однажды
в пантикапейский театр пробрался персидский
шпион,
чтобы подсчитать численность населения столицы,
когда
горожане соберутся на концерт знаменитого приез-
жего
музыканта Аристоника. Существование театра под-
тверждено
и находкой мраморного театрального кресла
на
юго-западном склоне горы Митридата.
©© Скорее на акрополе, чем на агоре
Пантикапея, могла
находиться
обнаруженная на Митридате в 1884 году мра-
морная
статуя богини победы Ники, закалывающей жерт-
венного
быка. Хотя и сильно поврежденная, она произво-
дит
большое впечатление энергией бурного движения фигу-
- 45 -
Фотография:
Восстановленная часть колоннады "пританея".
Реконструкция
по проекту архитекторов
Б. Д.
Альтшуллера и А. А. Воронова
ры и
мастерством изображения складок одежды, подчерки-
вающих
это движение (Керченский музей).
©© За северной стеной акрополя, на месте
предполагаемой
агоры,
при Спартокидах было возведено несколько крупных
сооружений.
©© К их числу прежде всего относится то здание
III-II ве-
ков до
н. э., о котором мы ранее упоминали. По мнению
открывшей
его в начале 1960-х годов Ирины Дмитриевны
Марченко
(6), это был пританей - одно из главных общест-
венных
зданий греческого полиса, где пританы (чиновни-
ки)
решали городские дела, принимали послов из других
полисов,
чествовали отличившихся горожан и устраивали
трапезы
для заслуженных сограждан. Одной из главных
функций
пританея было хранение на алтаре богини домаш-
него
очага Гестии священного неугасимого огня города.
Этот
огонь, почитаемый как символ единения граждан,
зажигали
от огня пританея родного города и привозили
с собой
на новое место основатели греческих городов-ко-
- 46 -
Фотография
: Восстановленная часть колоннады "пританея".
Реконструкция
по проекту архитекторов
Б.Л.Альтшуллера
и А.А.Воронова
лоний.
Священный огонь Гестии, хранимый в пританеях
общегреческих
святилищ (Олимпия, Дельфы), считался сим-
волом
единства всех эллинов. Отсюда берет начало дожив-
шая до
наших дней традиция зажигания "объединяюще-
го"
огня перед началом Олимпийских игр.
©© Здание, считаемое пританеем Пантикапея, состояло
из ря-
да
парадных и хозяйственных помещений, группировав-
шихся
на южной и западной стороне двора, обнесен-
ного
дорической колоннадой и вымощенного большими ка-
менными
плитами. Парадные помещения имели мозаичные
полы из
плиток белого и зеленого мрамора, стены их были
расписаны
(найдены обломки штукатурки красного, лило-
вого,
желтого, темно-синего и серого цветов) и украшены
поверху
белым гипсовым рельефно выступающим меандром
и
фризом из белых гипсовых полуколонок на темно-
красном
фоне.
При
раскопках здания был обнаружен ряд барабанов
колонн
его двора, заложенных в кладку подпорной стены
- 47 -
I века
до н. э., возведенной позднее на его обломках, и фраг-
менты
верхних частей портика, что позволило реконструи-
ровать дорический
ордер колоннады и отчасти восстано-
вить
ее. Реставрированная в 1970-х годах по проекту
архитекторов
Б. Л. Альтшуллера и А. А. Воронова часть
колоннады
подлинного античного здания издалека, на фоне
горы,
видна из города. В сопоставлении с современной
типовой
застройкой она дает остро почувствовать и беско-
нечную
даль времен, пережитых Керчью, и ощутимую
(колонны
можно потрогать рукой) реальность истории, по-
дернутой
в нашем воображении туманной дымкой, и оче-
видную
необходимость этого древнего сооружения сегодняш-
нему
городу, которому оно возвращает часть утраченного
им
неповторимого своеобразия.
©© Ниже пританея были найдены остатки
характерного
для
Пантикапея эпохи расцвета большого дома (120 кв. м)
со
стенными росписями и мраморными деталями, принад-
лежавшего
богатому горожанину.
©© Возможно, в этот период активного
строительства был
реконструирован
и порт, где был сооружен мол. Мол со-
хранялся
под водой много столетий; в 1830-х годах он
был измерен
И. А. Стемпковским (его длина тогда состав-
ляла
340 м ). Мол был виден еще в начале XX века до под-
сыпки
береговой линии в зоне порта.
©© Вид, который столица Боспора приобрела к I
веку до н. э.,
Страбон
описал так: "Пантикапей представляет собой
холм,
населенный со всех сторон в окружности 20 стадий.
На
восточной стороне города находится гавань и доки при-
близительно
на 30 кораблей; есть там и акрополь"(7).
©© Помимо жилой застройки в Пантикапее было
немало и
производственных
сооружений: монетный двор, с середины
VI века
до н. э. чеканивший монеты; верфи и склады ко-
раблестроителей
в порту; крупные мастерские для произ-
водства
кровельной черепицы, гончарные мастерские, ви-
нодельни
и проч. Пантикапей славился ювелирами, которые
обслуживали
не только боспорцев, но и заказчиков из мно-
гих
общавшихся с Боспором племен; мастерами торевтики
(художественной
работы по металлу); керамистами, умев-
шими
обыкновенную посуду доводить до уровня произве-
дения
искусства и наряду с хозяйственной тарой (амфоры,
пифосы)
делать изящные терракотовые статуэтки и пре-
красные
вазы. Большинство мастеров были греками, ко-
торые,
храня свою высокую художественную традицию,
учитывали
требования и вкусы эллинизированной "вар-
варской"
клиентуры. Их изделия нам знакомы главным
образом
по находкам в погребениях.
- 48 -
Некрополь
этого времени начинался от западной стены
Пантикапея,
проходившей на уровне современной Госпи-
тальной
улицы. Он то доходил до Золотого кургана, то со-
кращался
соответственно периодам расцвета и упадка
города.
©© Необычно уже само количество курганов,
выделяющее
Пантикапей
среди столиц эллинского мира. Длинной аллее
курганов,
насыпанных над каменными склепами на хребте
Митридата,
на юго-западе отвечало полукружие курганов
по
гряде Юз-Оба, а на северо-востоке - тесная курганная
группа
на холмах и побережье. Большинство из них от-
носилось
к IV-III векам до н. э. и содержало погребения
богатых
боспорских греков и скифской аристократии. Мно-
гие
курганы были разграблены в древности, но и то, что
осталось
от погребального инвентаря, сделало наши музеи
богатейшими
собраниями греко-боспорского искусства. Как
произведения
архитектуры, некоторые подкурганные скле-
пы
Боспора вошли в число уникальных памятников миро-
вого зодчества.
©© Самые известные из них - погребальные
камеры Золото-
го (не
сохранились) и Царского курганов (IV в. до н. э.). Ин-
тересно
различное конструктивное решение их сводчатых
склепов.
Если в Золотом кургане круглая погребальная
камера
диаметром в 6,4 м почти от пола переходила путем
напуска
рядов кладки в высокий ульеобразный купол, то
в
Царском кургане переход к своду был сделан от квадрат-
ной
камеры; поэтому уже с пятого ряда в кладку включены
слегка вогнутые
заполнения углов, которые, нарастая, пере-
ходят в
кольца круглого свода, поднимающегося уступами
на
высоту 8,73 м. Эта конструкция предвосхищает анало-
гичную
задачу перехода от квадрата основания к куполу,
которую
много столетий спустя решали византийские и
русские
зодчие. Подводящий к камере 36-метровый дромос
(коридор)
в 20 метрах от входа также перекрыт уступчатым
сводом
на высоте 7,14 м, его рустованные блоки по краям
гладко
отесаны, подчеркивая ступенчатость перекрытия.
©© Древний зодчий употребил любопытные приемы,
выяв-
ляющие
печальный философский смысл сооружения. Лег-
кое
расширение дромоса к входу в камеру создает иллюзию
укороченной
перспективы, поэтому путь к склепу кажется
коротким.
Ось погребальной камеры чуть смещена влево
от оси
дромоса, поэтому входящий невольно обращает вни-
мание
на толщину слегка повернутой к нему справа стены
склепа,
отделяющей его от внешнего мира. При взгляде
же из
камеры перспективный эффект "работает" наоборот,
удлиняя
и сужая выход из гробницы и наводя на мысль о
- 49 -
На стр.
50 - 51 фотография: Царский курган. Общий вид.
IV в.
до н.э.
необратимости
смерти. По своему архитектурному образу,
конструкции
и безупречности выполнения Царский курган
относится
к лучшим образцам погребального зодчества.
©© Небольшой Мелек-Чесменский курган (теперь
рядом с
автостанцией)
содержит еще один оригинальный вариант
уступчатого
склепа: квадратная камера переходит в че-
тырехгранную
пирамиду. Низкий дромос здесь прямо от-
крывается
в камеру; нависающие ряды их блоков совпа-
дают,
объединяя эти два пространства и подчеркивая взлет
свода.
©© Особенно знаменит курган Куль-Оба, дошедший
нераз-
грабленным.
В нем был похоронен один из скифских царей
вместе
с убитыми при его погребении женой, рабом и лю-
бимым
конем. В кургане были найдены многочисленные
золотые
украшения. Золото у скифов считалось священным
металлом,
ему придавалось магическое значение: по пере-
данному
Геродотом преданию, в царствование сыновей
Таргетия,
происшедшего от Зевса и дочери реки Борисфена
(Днепра),
с неба упали золотые предметы - плуг, ярмо,
секира
и чаша. При приближении к ним старшего и сред-
него
братьев они загорались и лишь младшему дались в
руки.
От этих братьев-царей произошли разные племена
скифского
народа, а священным золотым предметам, хра-
нившимся
в самом большом из царств, приносились
жертвы.
©© Золотые украшения из Куль-Обы - шейные
гривны,
браслеты,
ожерелья, оружие, доспехи, ритуальные сосуды,
посуда,
фигурные золотые бляшки, пришиваемые к одежде,
и
прочие предметы, найденные в склепе (хранятся в Эрми-
таже),
- являются характерными произведениями боспор-
ской
торевтики. Всемирно известен электровый сосуд из
Куль-Обы
с четырьмя сценами из жизни скифов. Они изо-
бражают
беседу царя с воином, воина, натягивающего лук,
воина, перевязывающего
ногу раненому, и скифа, лечащего
воину
зуб. Удивительная реалистическая точность изобра-
жений
позволяет судить об этническом типе, облике и
- 52 -
На стр.
53 фотография: Царский курган. Дромос.
На стр.
54 фотография: Электровый сосуд из кургана
Куль -
Оба. IV в. до н.э. Гос. Эрмитаж.
одежде
этого давно исчезнувшего народа, благодаря чему
сосуд
из Куль-Обы неизменно воспроизводится как в науч-
ных
трудах о скифах, так и в учебниках истории.
©© Уже в наше время (в 1965 г.) в 20 километрах
юго-западнее
Керчи,
близ Тобечикского озера, археологом Д. С. Кирили-
ным
была раскопана курганная группа Ыч-Оба ("Три бра-
та"),
состоявшая из курганов разных размеров второй по-
ловины
IV века до н. э. В "старшем" кургане сохранился
неразграбленным
монументальный уступчатый склеп, где
находились
два женских погребения со множеством золо-
тых
украшений - диадемой, серьгами в виде сфинксов,
инкрустированными
египетской сине-зеленой эмалью,
бусами,
колокольчиками, бляшками в виде орла, крылатой
богини,
пегаса, лотоса и других, которые нашивались на
одежду.
©© Выполняя украшения (найденные в Куль-Обе,
Ыч-Обе и
других
курганах Боспора), эллинские ювелиры наряду с
греческими
мотивами (медальоны с изображением головы
Афины, скопированной
со знаменитой статуи Фидия, на
подвесках
к диадеме и др.) использовали и мотивы скиф-
ского
звериного стиля - борющихся зверей и птиц, фан-
тастических
существ, например грифона - зверя с телом
льва,
крыльями и головой орла. Придя в искусство скифов
с
Древнего Востока, грифон тысячелетия спустя (в 1845 г.)
стал
геральдической фигурой в гербе русской Керчи.
©© В курганных погребениях местных племен
встречались
и
редкие привозные греческие вещи. В гробнице воина
(судя
по его оружию, сармата) у мыса Ак-Бурун наряду с
украшениями,
не носившимися мужчинами-греками (оже-
релья),
была обнаружена панафинейская амфора, вручав-
шаяся
победителю на общегреческих соревнованиях. По-
скольку
негреки к участию в них не допускались, амфора
явно
попала сюда, пережив своего первоначального вла-
дельца.
©© В одной из гробниц на Митридате в 1872 году
была обна-
ружена
прекрасная гидрия (сосуд для воды с двумя гори-
- 55 -
На стр.
56 фотография: Подвеска с изображением
головы
Афины из кургана Куль-Оба.
IV в.
до н.э. Гос. Эрмитаж.
зонтальными
ручками и одной вертикальной) IV века
до н.
э., на чернолаковой поверхности которой изображена
сцена
спора Афины с Посейдоном с частично выполненны-
ми
рельефом светлыми фигурами и орнаментом (Эрмитаж).
©© Греческие курганные захоронения лишены
"варварской"
роскоши,
но не менее богаты. Поскольку физические за-
нятия
были характернейшей чертой греческого образа жиз-
ни,
мужские погребения сопровождаются необходимыми
для
этого вещами: сосудиками с оливковым маслом для
натирания
перед упражнениями и стригелем - металли-
ческим
скребком для удаления с тела налипшего песка и
для
массажа. В женских погребениях помещались прекрас-
ные
расписные вазы и изысканные ювелирные изделия
(например,
перстень с изображением летящей цапли, с
величайшим
искусством вырезанной на голубом прозрач-
ном
халцедоне известным мастером второй половины
V века
до н. э., который оставил тут свою подпись: "Сделал
хиосец
Дексамен"; Эрмитаж). Характерно, что вместо огром-
ных
запасов пищи в бронзовых котлах и вина в громадных
амфорах,
которые скифы оставляли своим умершим, греки,
носители
более развитой цивилизации, помещали лишь
символы
еды - вино в изящной амфоре и сливы на черно-
лаковом
блюде.
©© Политический и экономический кризис конца
II века
до н.
э. сказался и на облике Пантикапея. Во время граж-
данских
войн сильно пострадал акрополь, сгорел пританей,
разрушились
подпорные стены террас, вследствие чего они
начали
осыпаться. Предпринятое Митридатом поспешное
восстановление
и укрепление акрополя выразилось в частич-
ной
перепланировке террас и строительстве оборонительных
стен на
Западном плато. Несколько позже Асандром
(47-17
гг. до н. э.) была сооружена мощная цитадель на
вершине
Первого кресла. Как показали исследования ар-
хеолога
В.П. Толстикова, к цитадели с севера подводил
пандус.
Из прикрытых башней ворот крепости попадали
в
высеченный в скале коридор, обходивший центральную
башню,
куда вели полукруглые ступени, давшие основание
легенде
о троне Митридата (см. с. 29). (Мы их уже не ви-
дим,
так как недавно местный Комунхоз неосмотрительно
залил
их бетоном при устройстве опоры бака с соляркой
для
Вечного огня.) Землетрясение 63 года до н. э. привело
к
разрушению многих сооружений акрополя.
©© Правители новой династии восстановили цитадель,
про-
существовавшую
до начала II века н. э., построили побли-
зости
монументальное, облицованное внутри мрамором
здание
(его остатки вскрыты восточнее цитадели) и возвели
- 57 -
На стр.
58 фотография: Гидрия. IV в. до н.э.
Гос.
Эрмитаж.
Фотография:
перстень с изображением Цапли.
V в. до
н.э. Гос. Эрмитаж.
ряд
несохранившихся храмов: Афродиты Навархиды в
честь
победы над пиратами; храм популярной на Боспоре
Афродиты
Апатуры (в районе теперешней улицы К. Маркса)
и храм
царю Аспургу. В I веке н. э. в Пантикапее были
сооружены
термы (бани) по римскому образцу с помеще-
ниями
для омовений в горячей, теплой и холодной воде,
которая
подводилась по свинцовым и керамическим трубам.
Остатки
терм обнаружены севернее пританея раскопками
в 1897 году.
Известно, что во II-III веках в Пантикапее
строились
общественные здания - храм бога войны Ареса,
картинная
галерея (пинакотека), однако от этого периода
начавшегося
упадка сохранились лишь остатки жилищ и
многочисленные
рыбозасолочные ванны и винодельни. По-
следние
обнаружены даже на акрополе, что говорит об
угасании
городской жизни и аграризации города.
©© Давно исчезли люди античной эпохи, исчезло
почти все,
построенное
ими на поверхности земли, но уцелел обширный
некрополь,
который занимал склон горы западнее Пира-
- 59 -
На стр.
60 - 61 Фотографии: Статуи супружеской четы
из
Пантикапея. I в. н.э. Гос. Эрмитаж.
мидальной
скалы и окрестности города, особенно Глинище
Его
границы с конца II века н. э. придвинулись к северному
склону
Митридата. Некрополь I-IV веков состоял главным
образом
из грунтовых склепов (катакомб) со спуском в
виде
колодца; из каменных склепов, впущенных в холлы
или
насыпи старых курганов (нередко древние погребения
в них
заменялись новыми), и из реже теперь возводивших-
ся курганов.
Некрополь доносит до нас картину жизни по-
следних
четырех столетий Пантикапея, особенности куль-
туры и
быта его этнически сильно изменившегося насе-
ления.
©© Поскольку большинство склепов недоступны
для осмотра,
утратили
живопись или затеряны, придется рекомендовать
читателю
дополнить осмотр города обращением к уже
упоминавшейся
книге М. И. Ростовцева, опубликовавшего
боспорские
росписи. Произведений античной живописи
вообще
дошло крайне мало, поэтому они особенно ценны.
Изданные
Ростовцевым росписи гробниц, рельефы над-
гробных
стел и саркофагов, хранящиеся в Керченском
музее и
в музеях Москвы и Ленинграда, позволяют нам
познакомиться
с некоторыми сторонами жизни боспорского
общества
и увидеть самих боспорцев. Их изображения,
несмотря
на героизацию образа умерших и условность позы,
явно
воспроизводят портретные черты с особенностями
этнического
типа.
©© На рельефах стел и саркофагов перед нами
предстают
участники
загробных трапез, возлежащие на ложах перед
столиком;
женщины, восседающие в кресле в окружении
слуг;
супружеские пары, дети. Мы видим боспорского уче-
ного
Стратоника, сына Зенона, перед столом со свитками
его
сочинений (стела из Керченского музея) и супружескую
чету -
боспорца с тонким сосредоточенным лицом и его
грустную
жену (Эрмитаж); их мраморные, прекрасно тех-
нически
выполненные статуи очень выразительны. Заме-
чательно
изображение местного художника-энкауста в его
мастерской,
разогревающего перед жаровней инструмент:
- 62 -
Фотография:
Художник-энкауст в мастерской.
Роспись
саркофага. I в. н.э.
Гос.
Эрмитаж.
рядом с
ним мольберт, ящик с восковыми красками, на
стене -
готовые портреты (роспись саркофага I в. н. э.; Эр-
митаж).
©© Росписи гробниц представляют горожан в
погребальной
процессии,
гладиаторов, борющихся со зверями (этот рим-
ский
тип зрелищ привился и на Боспоре), а также много-
численные
сцены битв. Боспорские воины, пешие и всад-
ники,
сражаются в одиночку или группами, причем движе-
ние
несущихся на врага всадников передано превосходно.
Одни из
воинов облачены отчасти в греческую (плащ), от-
части в
"варварскую" (штаны, сапоги) одежду, другие - в
одежду
кочевников.
©© При посещении богатейшего собрания стел в
лапидарии
Керченского
музея мы можем сейчас только вглядеться
в лица
боспорцев. Не понимая древнегреческих надписей
на
погребальных стелах, мы не слышим их обращений к
живым.
Между тем они окликают нас ("Остановись, про-
хожий,
и взгляни на несчастного Лисимаха..."), делятся
- 63 -
На стр.
64 - 65 Лапидарий Керченского музея.
Скульптура
льва
из
Пантикапея.
I-II вв.
н.
э.
Гос.
Эрмитаж
своей
бедой ("Я умер в земле сираков, и меня, купца,
Гермес,
сын Маи, не проводил домой. А ныне имя мое
Хрестиона,
сына Асиатика, скончавшегося до брака не-
счастной
смертью на чужбине, каменная хранит стела, на
которой
оно написано. Но прощай, путник!") или просто
приветствуют
нас ("Гезус, сын Аполоннида, прохожим
привет!").
Последняя стела, похищенная в 1856 году ан-
гличанами,
ныне находится в Британском музее.
©© На некрополе Пантикапея было найдено и
великолепное
изваяние
грозного льва, попирающего голову убитого им
быка
(I-II в. н. э.; Эрмитаж). Такие скульптуры в качестве
охранителей
захоронений по древнейшей традиции поме-
щались
возле могил.
©© Обнаруженные в могилах некрополя
художественные
произведения
I-IV веков н. э. раскрывают усилившийся
процесс
сарматизации боспорского искусства. Произведе-
ния эти
позволяют увидеть, насколько глубокой перера-
ботке в
первые века нашей эры подверглась греческая ху-
- 66 -
Рельеф
саркофага. II в. н. э.
Гос.Эрмитаж
дожественная
традиция, принесенная сюда в VI-V веках
до н.
э. В этнически многообразной культурной среде Боспо-
ра, где
местный элемент значительно преобладал над гре-
ческим,
в искусстве развиваются черты своеобразного пси-
хологизма
и примитивного реализма, отчасти связанные с
представлениями
негреческого населения о магической
функции
художественного произведения (8).
©© В работах боспорских мастеров первых
столетий нашей
эры эти
черты проступают все сильнее сквозь оболочку тра-
диционного
греческого мифологического сюжета. Эллин-
ская
ясная гармоничность мироощущения, классическая
уравновешенность
композиции и изысканная простота в
передаче
человеческого образа сменяются в эту сложную
эпоху
драматическим мировосприятием и выразитель-
ностью
характеристики персонажей, изображаемых все
более
обобщенно и плоскостно.
©© Характерна в этом отношении разница в
трактовке рим-
ским и
боспорским мастерами на саркофагах II века н. э.
- 67 -
(Эрмитаж)
популярного мифа о Ниобидах, истребленных
стрелами
Аполлона и Артемиды. Дети богини Латоны,
они
покарали Ниобу, возгордившуюся многочисленностью
своих
детей и отказавшуюся приносить жертвы Латоне.
Если
римский мастер, воспроизводивший греческий обра-
зец,
украшая стенки саркофага, стремился к последователь-
ности
передачи сюжета в отдельных сценах и к пластике
фигур,
то мастера-боспорца интересовало другое. На его
рельефе
юная сестра стремительно поддерживает падающе-
го брата,
их обращенные вверх к богам-мстителям лица с
огромными,
обведенными краской глазами выражают ужас
и укор,
складки резко откинутых плащей и угловатость
поз
усиливают жестокий драматизм случившегося. При
всей
наивности и примитивности художественных приемов
боспорский
мастер достиг в этом произведении большой
выразительности.
©© Памятником взаимопроникновения двух культур
яв-
ляются
пользующиеся мировой славой росписи склепа Де-
метры I
века н. э. на Глинище. Их тема - греческий миф о
богине
Деметре, у которой бог подземного мира Плутон
похитил
ее дочь Кору. Деметра изображена в центре свода;
ее лицо
выступает на фоне темных волос и синего хитона,
шея
украшена золотым ожерельем. Глубокая поглощен-
ность
чувством, самоэабвенность страдающей и не прими-
рившейся
со своей потерей матери сосредоточены в широко
открытых,
устремленных вдаль глазах Деметры. Возвышен-
ность,
внешняя сдержанность образа - характерные чер-
ты
греческой классической традиции, но тонкий психо-
логизм
и внутренний драматизм привнесены другой эпо-
хой,
иным мироощущением. Органическое слияние этих
начал в
творчестве неизвестного нам боспорского худож-
ника
привело к созданию образа, стоящего по своим ху-
дожественным
достоинствам в одном ряду с "Сикстинской
мадонной"
Рафаэля.
©© Сцена похищения Коры изображена напротив
входа с
наивной
условностью, но с попыткой передать испуг Коры
асимметрией
черт ее лица. Фигуры бегущего Гермеса и при-
горюнившейся
нимфы Калипсо, проводников душ умерших
в загробное
царство, написанные на входной стене с быто-
вой
достоверностью, как бы переключают нас в эмоциональ-
но иной
план. Склеп, находящийся в аварийном состоянии
из-за
нарушения режима близлежащих водоносных слоев
при
строительстве рядом микрорайона, недоступен для
обозрения.
©© Еще ощутимее сарматское влияние проявилось
в роспи-
сях,
где сцены кочевого быта вторгаются уже в сам сюжет.
- 68 -
Керчь.
Изображение богини на своде склепа Деметры.
I в.
н.э.
Такова
знаменитая роспись склепа Анфестерия I века н. э.,
загубленная
владельцем участка, на котором находился
склеп,
но сохранившаяся в копии Ф. И. Гросса. Сцена за-
гробного
выезда умершего представлена здесь в реальной
обстановке
степного кочевья, у раскинутой юрты; только в
одежде
всадника еще сохранилось нечто от греческого
костюма.
©© В единственном склепе Керчи (открыт в 1891
г.), доступ-
ном для
осмотра росписей (дом ╪ 29 на Нагорной улице),
кочевой
быт представлен еще полнее. Сильно попорченная
роспись
представляет сцены загробной трапезы и жертво-
приношения.
Юрта в степи, лошади, люлька с детьми у ног
сидящей
женщины - картины кочевого быта, с естествен-
ной
непосредственностью перенесенные на стены склепа.
Торжественно
застывшие фигуры умерших плоскостны,
пропорции
их искажены.
©© Об усилении негреческих мотивов в
боспорской скульпту-
ре
свидетельствует изваяние змееногой богини, венчавшее
- 69 -
Фотография:
Змееногая богиня скифов.
I в.
н.
э.
КИАМ
погребальную
стелу (Керченский музей). Этот образ вос-
ходит к
эллинскому варианту легенды о происхождении
скифов.
Согласно сообщению Геродота, их родоначальником
был
Скиф - младший из трех сыновей Геракла и местной
змееногой
богини, с которой герой встретился, пригнав сюда
быков,
похищенных у трехголового великана Гериона. Скиф
единственный
из братьев смог натянуть лук Геракла и
опоясаться
его поясом с золотой чашей на конце.
©© После нашествия готов Пантикапей сильно
сократился
в
границах, сосредоточившись в припортовом районе у
мыса.
Основная прежде часть города на горе Митридата
быстро
разрушилась: горожане разбирали старые построй-
ки для
новых жилищ в нижнем городе. Нагорная часть
Пантикапея,
оказавшаяся за пределами города IV века,
была
превращена в кладбище. После нашествия гуннов в
370-х
годах, повсеместно довершивших гибель античной
цивилизации,
Пантикапей вступил в новую фазу своей
истории
- средневековье.
- 70 -
На стр.
71 Фотография: Керчь. Храм Иоанна Предтечи.
X -
XIII вв.
Городок
на мысу, окруженный в VI веке стеной, стал на-
зываться
Боспором. В Х-XII веках, войдя в состав Тмута-
раканского
княжества, он стал русским Корчевом. В Х веке
там
была заложена церковь Иоанна Предтечи, которую мы
сразу
замечаем, попав на площадь Ленина. Это единствен-
ная из
византийских церквей Северного Причерноморья,
чудом
уцелевшая среди множества исторических преврат-
ностей,
которыми было наполнено тысячелетие от гибели
Тмутараканского
княжества до суровых событий Великой
Отечественной
войны. Давно исчезли средневековые кре-
постные
стены, внутри которых церковь была возведена,
неоднократно
утрачивалась окружавшая ее застройка раз-
ных
времен, а древний храм и поныне стоит в сердце города
живым
свидетелем стольких пережитых им исторических
событий.
©© Законченная в XIII веке церковь Иоанна
Предтечи при-
надлежит
к распространенному в византийском культовом
зодчестве
этого периода крестовокупольному типу, образ-
цы
которого возводились с Х века и в других местах Крыма.
Четырехколонный
храм, увенчанный плоским куполом, с
тремя
апсидами у восточного фасада сложен из чередую-
щихся
рядов белого камня и плоского кирпича (плинфы),
образующих
характерную для византийских построек по-
лосатую
бело-розовую кладку.
©© Несмотря на сравнительно небольшие размеры
и ясно
ощутимую
массивность здания, его пропорции и архитек-
турные
членения создают впечатление собранности, вели-
чественности,
устремленности вверх объема храма.
©© При возведении церкви были использованы
также части
разобранных
построек предшествующего времени. Так, че-
тыре
колонны темно-серого мрамора с коринфскими ка-
пителями,
несущие систему подкупольных сводов, были
взяты
из какого-то раннесредневекового сооружения. Это
подтверждает
и надпись на одной из колонн с датой 6265
(757)
года, предшествующей на два столетия постройке
церкви
Иоанна Предтечи.
©© К северу от храма Иоанна Предтечи под
площадью Лени-
на в
1963-1964 годах археологом Т. Н. Макаровой был
обнаружен
перекресток вымощенных, расположенных под
прямым
углом друг к другу улиц с каменными кладками
домов,
построенных на месте разрушенных строений вре-
мени
хазар. Эти хорошо сохранявшиеся остатки Корчева
могут
быть раскрыты вновь и музеефицированы. С юга к
церкви
примыкал могильник Корчева.
©© Генуэзские купцы, обосновавшиеся в XIII
веке в Корчеве,
названном
ими Черкио, а также Воспро, выстроили на
- 72 -
мысу
близ античного мола свою крепость. В 1299 году Чер-
кио
разгромили ногайские татары, начавшие затем его
осваивать,
соседствуя с генуэзцами.
©© Рукописи средневековых восточных авторов
сохранили
тогдашнее
мусульманское наименование города - Карз,
аль-Карш
или Кард.
©© В XIII-XIV веках церковь Иоанна Предтечи
была пре-
вращена
в мечеть; интересно впечатление от нее арабского
писателя
Ибн-Батуты, остановившегося в ней по пути в
Кафу. Приплыв
в 1334 году из Синопы, он высадился на
берег.
"Я увидел церковь, - пишет он, - направился к
ней,
застал в ней монаха и на одной из стен церкви увидел
изображение
мужчины арабского в чалме, опоясанного
мечом и
с копьем в руке. Перед ним горела лампада. Я ска-
зал
монаху: "Что это за изображение?" Он ответил: "Это
изображение
пророка Али", и я удивился его ответу. Мы
переночевали
эту ночь в церкви и сварили себе кур, которых
привезли
с собою на корабле" ( 9 ). Удивление Ибн-Ватуты по-
нятно:
ведь исламская религия запрещала изображать
живые
существа. Отступление от этого можно объяснить
нетвердостью
мусульманских устоев в этих краях, где в
средневековый
период одна культура неоднократно сме-
няла
другую, сохраняя по инерции некоторые черты
предыдущей.
©© С конца XV века, когда в городе закрепились
турки, он
на
несколько столетий приобрел восточный облик. Генуэз-
скую
крепость турки превратили в цитадель своей более
обширной
крепости. Турецкая крепость, как и предшест-
вовавшие
ей, была сооружена из камня античных построек.
Посетивший
Керчь в первые годы XIX века писатель
П. И.
Сумароков сообщает, что вокруг церкви Иоанна
Предтечи
в изобилии валялись "частицы мраморных колонн,
капителей
и не обработанные онаго куски... На воротах к
городу
виден на одной стороне лежащий мраморный же
лев,
каковой точно, судя по опустелому месту, был некогда
и на
другой стороне"(10). По свидетельству И. А. Стемпков-
ского,
"на воротах крепости Керченской долгое время ви-
дим был
древний барельеф, изображающий грифона"( 11 ).
Снаружи
у ворот крепости, примерно поблизости от совре-
менного
универмага "Чайка", находился длинный, разде-
ленный
на отсеки бассейн общественного фонтана, восхо-
дящего
к античности, у которого "передняя его сторона
сделана
из мрамора, и он превосходит все другие в
Крыму"
( 12 ).
©© Турецкую Керчь подробно описал подполковник
Томи-
Лов (
13) после взятия ее русскими войсками в 1771 году. Ее
- 73 -
кварталы
группировались вдоль главной дороги в Кафу
(Феодосию;
ныне это ул. Ленина), шедшей от ворот кре-
пости
мимо опустошенного, с редкими развалами кладок
склона
Митридата. Узкие кривые улицы сходились к базару
у
крепостных ворот, напротив которых стояла мечеть. В кре-
пости и
городе было тогда 8 мечетей, 50 лавок торговцев,
бани и
674 дома. Горожане жили за счет рыболовства, ви-
ноградарства,
садоводства и торговли с Кавказом и Турци-
ей.
Весть о появлении в проливе русской эскадры вызвала
в
лишенной гарнизона Керчи панический ужас. Все турки
и часть
татар бежали на военных и торговых судах в Тур-
цию, опустошив
город. Основная масса татар ушла к Кафе.
Русских
встретила в городе горстка греков, армян и грузин.
©© В качестве важнейшего пограничного форпоста
России
на
Черном море Керчь около полувека сохраняла вид воен-
ного лагеря.
К 1820-м годам на Черном море возникли
другие
военные базы, а рост укреплений на мысе Ак-Бурун
привел
к утрате военного значения Керченской крепости
и ее
упразднению. В 1821 году для торговли с народами
Кавказа
был открыт порт. Нацеленный на торговое разви-
тие
город, в 20-е годы XIX века представлявший собой
небольшой
поселок, нуждался в расширении и благоустрой-
стве.
Керчь предполагалось сделать губернским центром,
поэтому
она тогда же получила генеральный план, разра-
ботанный
одесским архитектором Франсуа Шалем, в про-
шлом
учеником одного из ведущих архитекторов Франции,
Шарля
Персье. Подобно всем вновь строящимся и рекон-
струируемым
городам России первой половины XIX века,
Керчь
должна была приобрести регулярный план и за-
стройку
"образцовыми" (типовыми) зданиями в стиле клас-
сицизма(
14 ). По этому плану на месте разобранной в 1827 го-
ду
крепости была разбита восьмигранная, окруженная
аркадами
Предтеченская площадь, занимавшая середину
нынешней
площади Ленина. Главным ее зданием стала
превращенная
в городской собор древняя церковь Иоанна
Предтечи.
После перепланировки она оказалась внутри
одного
из образующих площадь кварталов и в перспективе
подходившей
к площади главной Воронцовской улицы
(ныне
ул. Ленина). В 1840-х годах к церкви по проекту
архитектора
Л. Дигби была пристроена колокольня.
©© В 1830-1840-х годах был доработан
генеральный план
новой
Керчи, в основу которого легла идея "связи времен".
Она
возникла в кругу энтузиастов античности, в который
входили
градоначальник И. Стемпковский, П. Дюбрюкс,
директор
музея древностей И. Бларамберг и городской архи-
- 74 -
Схема
плана
центра
Керчи
периода
классицизма:
а)
музей древностей б) мавзолей
И. А.
Стемпковского в) Большая
Митридатская
лестница г) фонтан у
Царской
пристани д) фонтан у Ад-
миралтейства
е) церковь Иоанна
Предтечи
тектор
А. Дигби. Согласно этой идее, русская Керчь вы-
ступала
как преемница культуры великого прошлого края
и
продолжательница его классической традиции. С этой
целью в
архитектурную композицию города в качестве
доминирующего
объема была включена гора Митридата.
Сама
реликвия античности, она к тому же образовывала
вместе
с мысом у ее подножия могучую, созданную при-
родой
ось. Мастерски использованная архитектором А. Диг-
би в
качестве стержня композиции центра города и его
панорамы
с моря, эта ось была архитектурно выявлена
тремя
ярусами монументальной лестницы, подводившей
от
уровня Предтеченской площади к одной из верхних
террас
горы. Там в 1835 году по проекту одесского архи-
тектора
Джордже Торичелли было возведено окруженное
дорической
колоннадой здание музея древностей, воспроиз-
водившее
облик афинского храма Тезея (сейчас на этом
месте
ресторан "Митридат"). В 1834 году на вершине
горы,
на продолжении оси лестницы, была построена в
- 75 -
На стр.
76 - 77 Вид Керчи в 1856 г.
Гравюра
Уокера по рисунку В. Симпсона.
На стр.
78 Керчь. Большая Митридатская
лестница.
1830 - 1840 -е гг.
Чертеж
архитектора А. Дигби.©
классических
формах часовня-мавзолей над могилой
И. А.
Стемпковского (снесена после 1945 г.). Тем самым
зрительно
был воссоздан образ утраченного античного го-
рода на
горе, а центр русской Керчи, распланированный над
скрытыми
землей остатками Боспора и Корчева и хранящий
святыню
средневекового города храм Иоанна Предтечи,
был
поставлен в связь с акрополем ее древнего пред-
шественника
Пантикапея. Благодаря этому классическая
традиция
была представлена в Керчи как бы в ее
развитии
во времени: античность, греко-византийское
зодчество,
русский классицизм. Так архитектурными
средствами
была ярко выражена идея исторической преем-
ственности
культур и с помощью архитектурных вех,
связанных
с крупными эпохами, подчеркнута историче-
ская
перспектива города, уходящая в глубь тысячелетий.
©© Интересно устройство большой Митридатской
лестницы
(ныне
ул. 51-й армии) - великолепного произведения
классицизма
(архитектор А. Дигби), первоначальный вид
которой
предполагается воссоздать. Из-за большой про-
тяженности
склона она была задумана по принципу обрат-
ной
перспективы, то есть с последовательным расшире-
нием ее
ярусов во избежание сильного зрительного со-
кращения
их при восприятии с площади и с моря. Пло-
щадка
первого яруса лестницы завершалась фигурами
входивших
в герб Керчи грифонов, напоминавших о до-
греческих
обитателях этих мест - скифах. Эта мону-
ментальная
лестница, находившаяся в центре панорамы
города
при приближении к нему с моря, воспринималась
как
торжественные пропилеи Керчи. Подобную же роль
своеобразной
"художественной заставки" играли фигуры
грифонов
и в оформлении въезда в Керчь с суши: они
стояли
на высоких постаментах по сторонам главной
входившей
в город Феодосийской дороги, встречая путни-
ков и
сразу давая им почувствовать необычность, исто-
рическую
исключительность этого рядового по экономи-
ческим
показателям уездного города.
- 79 -
На стр.
80 - 81 Вид на Керчь с Митридатской
лестницы.
Гравюра по рисунку А. Бентлея.
Середина
XIX в.
Керчь.
Католическая
церковь. 1840 г.
Одновременно
преобразовывались и другие части горо-
да:
были спрямлены и замощены многие улицы; расши-
рена
Базарная площадь (пл. В. Дубинина), получившая
трапециевидную
форму; обстроено полукружие уютной
Фонтанной
площади со сквером (на месте фонтана теперь
кинотеатр
"Украина"; формировавшие площадь здания
со
строгими гармоничными фасадами снесены в 1980 году);
выстроена
католическая церковь с портиком тосканского
ордера
(1840 г.. Театральная ул., ╪ 30); спрямлена каналом
речка
Мелек-Чесме, заболачивавшая прибрежный участок
дороги
на Еникале; сделан съезд с Митридата; облицованы
камнем
набережные.
Удивительное
архитектурное единство придавала Керчи
ее
белокаменная жилая застройка из местного известняка,
которая
на протяжении почти всего XIX века варьирова-
ла
общеобязательные в первой половине столетия типовые
образцы
жилых домов классицизма. Из сохранившихся
зданий
1830-1850-х годов отметим как характерные для
- 82 -
Керчь.
Ограда с ложным фасадом на 1-й
Митридатской
улице. Середина XIX в.
Керчи дома:
╪ 25 по улице В. Дубинина, ╪ 9-13 по ули-
це
Пирогова, ╪ 2/13 по улице П. Алексеева, ╪ 11 по ули-
це
Циолковского. Строгая простота фасадов этих и подоб-
ных им
домов образовала стилистически единый фон рядо-
вой
застройки улиц и площадей, на котором отчетливо
выделялись
общественные здания и особняки, выстроенные
по
индивидуальным проектам. Среди жилых домов Керчи
имеется
примечательный для той эпохи курьез, на кото-
рый
впервые обратил внимание архитектор И. И. Кролен-
ко при
изучении городской застройки XIX века. Поскольку
градостроительная
дисциплина классицизма требовала
регулярной
обстройки улиц, а на крутом обрыве между
домами
╪ 29 и 31 по улице 1-й Митридатской построить
дом
было трудно, то этот прогал заполняли оградой с
ложным
фасадом, членения которого отвечали ритму раз-
бивки
фасадов соседних зданий.
©© "По внешнему виду домов, по их
аркадам, колоннам и
другим
архитектурным украшениям Керчь очень похожа
- 83 -
на
европейский город..." ( 15 ) - констатировал один из путе-
шественников
А. Демидов.
©© За городской заставой близ Феодосийской
дороги в
1840-х
годах был выстроен татарский форштадт (приго-
род) с
мечетью, сооруженной по типовому проекту (ныне
ул.
Пушкина, ╪ 8).
©© Так к середине XIX века из беспорядочного,
неблаго-
устроенного
поселения начала 1820-х годов Керчь пре-
вратилась
в регулярный город, ансамбль центра которого
являлся
одним из лучших образцов градостроительного
искусства
классицизма. Не случайно облик Керчи того
времени
неоднократно фиксировался русскими и иностран-
ными
художниками.
©© Большую роль в этом преобразовании сыграл
Александр
Дигби -
итальянский зодчий, всю жизнь проработавший
в
России. Этот талантливый архитектор родился в 1758 го-
ду,
возможно, в Тоскане. Об итальянском периоде его жиз-
ни
ничего не известно. Судя по художественным качествам
и
стилистическим особенностям его произведений, он дол-
жен был
пройти хорошую архитектурную подготовку в
Риме.
Не найдя себе применения на завоеванной австрий-
цами
родине, 28-летний зодчий приехал на юг России.
В 1786
году он был назначен городским архитектором
Астрахани,
где в течение семнадцати лет реконструировал
центр
города, возвел и перестроил многие общественные
здания
и частные дома в Белом городе ( 16 ). Затем он работал
в
Одессе, возможно, в Херсоне, а с 1830 по 1843 год - в
Керчи,
где в начале 1830-х годов стал городским архи-
тектором.
©© Его основной заслугой явилось
корректирование во мно-
гом не
отвечавшего конкретным условиям местности ге-
нерального
плана города, составленного в 1821 году явно
не видавшим
Керчи Ф. Шалем, а главное - архитектурное
решение
ансамбля центра и его осуществление. Помимо
этого
Дигби спроектировал и построил сооружения в ком-
позиционно
ответственных точках Керчи: колокольню
церкви
Иоанна Предтечи (1842), замкнувшую перспективу
Воронцовской
улицы; репрезентативное здание Кушни-
ковского
института для девиц близ развилки Воронцовской
улицы и
въездной Феодосийской дороги (1838-1841; ныне
учебное
здание на ул. Ленина, отчасти перестроенное); у той
же
развилки - колокольню Троицкой русской церкви
1843
года, вертикаль которой акцентировала один из основ-
ных
композиционных узлов города (церковь и колокольня
снесены
после 1945 г.); каменный арочный мост через
реку
Мелек-Чесме (1837, не сохранился). В 1832-1836 годах
- 84 -
зодчий
построил также ряд производственных и жилых
зданий
в новом керченском карантине, считавшемся луч-
шим в
Европе. Конец жизни мастер провел в Одессе.
©© Во время Крымской войны Керчь сильно
пострадала от
пожаров
и разрушений. 12 мая 1855 года английская
эскадра
вошла в Керченский пролив; высадив десант в
Камыш-Буруне,
англичане заняли Керчь. Незадолго до
этого
городские учреждения были эвакуированы, продо-
вольственные
склады уничтожены, а жители разбежались
при
приближении врага. В этой сложной обстановке со-
трудникам
музея удалось вывезти не все экспонаты; то,
что
уцелело в разгромленном музее, было отправлено в
Англию
полковником Макферсоном. В отношении русских
культурных
ценностей он действовал столь же бесцере-
монно, как
несколько ранее его соотечественник лорд Эль-
джин в
Афинах, похитивший в числе многих художествен-
ных
произведений даже одну из кариатид Эрехтейона, вы-
ломав
ее из портика этого шедевра древнегреческой архи-
тектуры.
©© 10 июня 1856 года Керчь была оставлена
неприятелем.
Восстановление
разоренного города заняло около десяти-
летия.
©© В период второй половины XIX - начала XX
века были
выстроены
те монументальные здания, которые формиро-
вали
центр Керчи. Одно из них - снесенная в 1981 году
старая
таможня на берегу, выстроенная в середине XIX ве-
ка в
формах классицизма и ценная в градостроительном
отношении.
Ее полукруглый боковой фасад возникал в
перспективе
улицы Свердлова, огибающей Митридат с
юго-востока,
и оформлял поворот к Театральной улице,
проходящей
вдоль подножия горы с севера. Главный фасад
здания
был обращен к морю. Его противоположный фасад
вместе
с фасадами соседних зданий того же времени обра-
зовывал
нейтральный фон, выделявший храм Иоанна Пред-
течи
при восприятии его с основных путей выхода на пло-
щадь -
от улиц Ленина и Кирова. Без этого сомасштабного
ему
архитектурного окружения небольшой храм теперь
сильно
проигрывает, сопоставленный с пространством огром-
ной
площади и безграничностью моря.
©© Обращенную к площади Ленина сторону
Театральной
улицы
занимает здание средней школы им. В. Г. Короленко
(бывш.
женская гимназия), построенное архитектором Ла-
горио в
1885-1909 годах. Далее по Театральной улице,
╪ 14,
находится здание армянской церкви (1857; ныне
кинотеатр
"Пионер"), закругленный угол которого обра-
зует
плавный переход к площадке перед монументальной
-
85 -