Назад

 

На главную страницу

 

 

На стр. 39 фотография: Ойнохоя. Конец VI в.

до н.э. ГИМ.

 

Рисунок: Схема оборонительных стен Пантикапея.

IV - II вв. до н.э.

 

в IV - II веках до н.э. Их следы, частично найденные

археологами, местами прослеженные учеными XIX века,

нанесены приблизительно на схему плана города. Охва-

тывая гору с юга и пересекая ее гребень за Вторым крес-

лом, стена на западе прерывалась главными воротами.

Войдя в город, дорога шла по трассе I-й Эспланадной ули-

цы в направлении городского центра. Крепостная стена

от ворот спускалась зигзагами к северу, не доходя до бо-

лотистого устья Пантикапы.

©© По видимому, стены, пока еще не обнаруженные, ограж-

дали и зону порта, откуда в город вела другая дорога,

видимо, совпадающая с современной Театральной улицей и

 

Спортивным переулком.

©© Расширился и акрополь. Его новая стена высотой около

10 м. и толщиной до 2,5 м. прошла на западе вдоль западно-

го склона Скалистого выступа, на севере - по краю террасы,

ниже которой расположены остатки здания III - II веков

до н.э. с частично реставрированной колонна-©©©

 

- 40 -

 

На стр. 41 фотография: Пятиколонный храм на боспорской

стеле. II в. до н.э. Гос. Эрмитаж.

 

Фотография: База алтаря или статуи.

V в. до н.э. Гос. Эрмитаж.

 

дой. Башни на стыках стен были неприступны для стено-

битных машин, так как возводились на выходах матери-

ковых скал, отвесно стесанных на 3,5-4 м. При Спар-

токидах застройка склонов горы была упорядочена путем

устройства террас шириной до 20 м с перепадами в

1,5-2 м между ними. Одни улицы, шириной в 3-3,5 м, шли

вдоль террас; другие, соединявшие их, имели вид лестниц

или пандусов, подобно перестраивавшимся в ту же эпоху

на основе регулярной планировки улицам малоазийских

городов - Приены, Пергама, Милета и др. Жилые дома и

общественные здания Пантикапея ступенями восходили к

вершине горы, увенчанной стенами и башнями акрополя.

©© На акрополе помимо храма Аполлона высились также

храмы верховного бога Зевса и богини плодородия Деметры,

о чем говорят найденные там посвятительные надписи, но

эти здания исчезли бесследно.

©© На боспорских монетах и погребальных стелах иногда

изображался пятиколонный по фасаду храм; возможно,

 

- 42 -

 

На стр. 43 фотография: Статуя Ники, закалывающей быка.

III - I вв. до н.э.© КИАМ.

 

Фотография: Подпорная стена I в. до н. э.

на руинах "пританея*© III-II вв. до н. э.

 

это было воспроизведение какого-то реально существовав-

шего культового здания. Живописный ансамбль акрополя

дополняли алтари и жертвенники перед храмами, статуи

богов, мраморные доски с вырезанными на них государст-

венными постановлениями. У подножия горы Митридата

в начале XIX века была найдена круглая база алтаря или

статуи V века до н. э. (Эрмитаж), видимо, первоначально

находившаяся на акрополе. Украшающее ее барельефное

изображение торжественного шествия величавых женских

фигур выполнено с высоким мастерством аттическим скульп-

тором и по сюжету напоминает процессию афинских де-

вушек на празднике Панафинейских игр, изображенную на

фризе Парфенона.

©© Местоположение царского дворца определить трудно, так

как обломки мраморных архитектурных деталей, распис-

ной штукатурки и статуй попадались в разных местах

акрополя. Близ Первого кресла археологи раскрыли остатки

одного из монументальных зданий IV-III веков до н. э.

 

- 44 -

 

Фотография: Ордер колоннады " пританея ".

Реконструкция А.А. Воронова.

 

Рядом, на подтесе скалы, видны основания башни того же

времени и стены с бастионами и воротами.

©© Где-то на южном склоне горы Митридата были храм бога

виноделия Диониса, сильно поврежденная статуя которого

IV века до н. э. (ныне в Эрмитаже) найдена на Босфорской

улице, и театр (происхождение греческого театра связано

с дионисийским культом). Историк Полиен сообщает, что

однажды в пантикапейский театр пробрался персидский

шпион, чтобы подсчитать численность населения столицы,

когда горожане соберутся на концерт знаменитого приез-

жего музыканта Аристоника. Существование театра под-

тверждено и находкой мраморного театрального кресла

на юго-западном склоне горы Митридата.

©© Скорее на акрополе, чем на агоре Пантикапея, могла

находиться обнаруженная на Митридате в 1884 году мра-

морная статуя богини победы Ники, закалывающей жерт-

венного быка. Хотя и сильно поврежденная, она произво-

дит большое впечатление энергией бурного движения фигу-

 

- 45 -

 

Фотография: Восстановленная часть колоннады "пританея".

Реконструкция по проекту архитекторов

Б. Д. Альтшуллера и А. А. Воронова

 

ры и мастерством изображения складок одежды, подчерки-

вающих это движение (Керченский музей).

©© За северной стеной акрополя, на месте предполагаемой

агоры, при Спартокидах было возведено несколько крупных

сооружений.

©© К их числу прежде всего относится то здание III-II ве-

ков до н. э., о котором мы ранее упоминали. По мнению

открывшей его в начале 1960-х годов Ирины Дмитриевны

Марченко (6), это был пританей - одно из главных общест-

венных зданий греческого полиса, где пританы (чиновни-

ки) решали городские дела, принимали послов из других

полисов, чествовали отличившихся горожан и устраивали

трапезы для заслуженных сограждан. Одной из главных

функций пританея было хранение на алтаре богини домаш-

него очага Гестии священного неугасимого огня города.

Этот огонь, почитаемый как символ единения граждан,

зажигали от огня пританея родного города и привозили

с собой на новое место основатели греческих городов-ко-

 

- 46 -

 

Фотография : Восстановленная часть колоннады "пританея".

Реконструкция по проекту архитекторов

Б.Л.Альтшуллера и А.А.Воронова

 

 

лоний. Священный огонь Гестии, хранимый в пританеях

общегреческих святилищ (Олимпия, Дельфы), считался сим-

волом единства всех эллинов. Отсюда берет начало дожив-

шая до наших дней традиция зажигания "объединяюще-

го" огня перед началом Олимпийских игр.

©© Здание, считаемое пританеем Пантикапея, состояло из ря-

да парадных и хозяйственных помещений, группировав-

шихся на южной и западной стороне двора, обнесен-

ного дорической колоннадой и вымощенного большими ка-

менными плитами. Парадные помещения имели мозаичные

полы из плиток белого и зеленого мрамора, стены их были

расписаны (найдены обломки штукатурки красного, лило-

вого, желтого, темно-синего и серого цветов) и украшены

поверху белым гипсовым рельефно выступающим меандром

и фризом из белых гипсовых полуколонок на темно-

красном фоне.

 

При раскопках здания был обнаружен ряд барабанов

колонн его двора, заложенных в кладку подпорной стены

 

- 47 -

 

I века до н. э., возведенной позднее на его обломках, и фраг-

менты верхних частей портика, что позволило реконструи-

ровать дорический ордер колоннады и отчасти восстано-

вить ее. Реставрированная в 1970-х годах по проекту

архитекторов Б. Л. Альтшуллера и А. А. Воронова часть

колоннады подлинного античного здания издалека, на фоне

горы, видна из города. В сопоставлении с современной

типовой застройкой она дает остро почувствовать и беско-

нечную даль времен, пережитых Керчью, и ощутимую

(колонны можно потрогать рукой) реальность истории, по-

дернутой в нашем воображении туманной дымкой, и оче-

видную необходимость этого древнего сооружения сегодняш-

нему городу, которому оно возвращает часть утраченного

им неповторимого своеобразия.

©© Ниже пританея были найдены остатки характерного

для Пантикапея эпохи расцвета большого дома (120 кв. м)

со стенными росписями и мраморными деталями, принад-

лежавшего богатому горожанину.

©© Возможно, в этот период активного строительства был

реконструирован и порт, где был сооружен мол. Мол со-

хранялся под водой много столетий; в 1830-х годах он

был измерен И. А. Стемпковским (его длина тогда состав-

ляла 340 м ). Мол был виден еще в начале XX века до под-

сыпки береговой линии в зоне порта.

©© Вид, который столица Боспора приобрела к I веку до н. э.,

Страбон описал так: "Пантикапей представляет собой

холм, населенный со всех сторон в окружности 20 стадий.

На восточной стороне города находится гавань и доки при-

близительно на 30 кораблей; есть там и акрополь"(7).

©© Помимо жилой застройки в Пантикапее было немало и

производственных сооружений: монетный двор, с середины

VI века до н. э. чеканивший монеты; верфи и склады ко-

раблестроителей в порту; крупные мастерские для произ-

водства кровельной черепицы, гончарные мастерские, ви-

нодельни и проч. Пантикапей славился ювелирами, которые

обслуживали не только боспорцев, но и заказчиков из мно-

гих общавшихся с Боспором племен; мастерами торевтики

(художественной работы по металлу); керамистами, умев-

шими обыкновенную посуду доводить до уровня произве-

дения искусства и наряду с хозяйственной тарой (амфоры,

пифосы) делать изящные терракотовые статуэтки и пре-

красные вазы. Большинство мастеров были греками, ко-

торые, храня свою высокую художественную традицию,

учитывали требования и вкусы эллинизированной "вар-

варской" клиентуры. Их изделия нам знакомы главным

образом по находкам в погребениях.

 

- 48 -

 

Некрополь этого времени начинался от западной стены

Пантикапея, проходившей на уровне современной Госпи-

тальной улицы. Он то доходил до Золотого кургана, то со-

кращался соответственно периодам расцвета и упадка

города.

©© Необычно уже само количество курганов, выделяющее

Пантикапей среди столиц эллинского мира. Длинной аллее

курганов, насыпанных над каменными склепами на хребте

Митридата, на юго-западе отвечало полукружие курганов

по гряде Юз-Оба, а на северо-востоке - тесная курганная

группа на холмах и побережье. Большинство из них от-

носилось к IV-III векам до н. э. и содержало погребения

богатых боспорских греков и скифской аристократии. Мно-

гие курганы были разграблены в древности, но и то, что

осталось от погребального инвентаря, сделало наши музеи

богатейшими собраниями греко-боспорского искусства. Как

произведения архитектуры, некоторые подкурганные скле-

пы Боспора вошли в число уникальных памятников миро-

вого зодчества.

©© Самые известные из них - погребальные камеры Золото-

го (не сохранились) и Царского курганов (IV в. до н. э.). Ин-

тересно различное конструктивное решение их сводчатых

склепов. Если в Золотом кургане круглая погребальная

камера диаметром в 6,4 м почти от пола переходила путем

напуска рядов кладки в высокий ульеобразный купол, то

в Царском кургане переход к своду был сделан от квадрат-

ной камеры; поэтому уже с пятого ряда в кладку включены

слегка вогнутые заполнения углов, которые, нарастая, пере-

ходят в кольца круглого свода, поднимающегося уступами

на высоту 8,73 м. Эта конструкция предвосхищает анало-

гичную задачу перехода от квадрата основания к куполу,

которую много столетий спустя решали византийские и

русские зодчие. Подводящий к камере 36-метровый дромос

(коридор) в 20 метрах от входа также перекрыт уступчатым

сводом на высоте 7,14 м, его рустованные блоки по краям

гладко отесаны, подчеркивая ступенчатость перекрытия.

©© Древний зодчий употребил любопытные приемы, выяв-

ляющие печальный философский смысл сооружения. Лег-

кое расширение дромоса к входу в камеру создает иллюзию

укороченной перспективы, поэтому путь к склепу кажется

коротким. Ось погребальной камеры чуть смещена влево

от оси дромоса, поэтому входящий невольно обращает вни-

мание на толщину слегка повернутой к нему справа стены

склепа, отделяющей его от внешнего мира. При взгляде

же из камеры перспективный эффект "работает" наоборот,

удлиняя и сужая выход из гробницы и наводя на мысль о

 

- 49 -

 

На стр. 50 - 51 фотография: Царский курган. Общий вид.

IV в. до н.э.

 

необратимости смерти. По своему архитектурному образу,

конструкции и безупречности выполнения Царский курган

относится к лучшим образцам погребального зодчества.

©© Небольшой Мелек-Чесменский курган (теперь рядом с

автостанцией) содержит еще один оригинальный вариант

уступчатого склепа: квадратная камера переходит в че-

тырехгранную пирамиду. Низкий дромос здесь прямо от-

крывается в камеру; нависающие ряды их блоков совпа-

дают, объединяя эти два пространства и подчеркивая взлет

свода.

©© Особенно знаменит курган Куль-Оба, дошедший нераз-

грабленным. В нем был похоронен один из скифских царей

вместе с убитыми при его погребении женой, рабом и лю-

бимым конем. В кургане были найдены многочисленные

золотые украшения. Золото у скифов считалось священным

металлом, ему придавалось магическое значение: по пере-

данному Геродотом преданию, в царствование сыновей

Таргетия, происшедшего от Зевса и дочери реки Борисфена

(Днепра), с неба упали золотые предметы - плуг, ярмо,

секира и чаша. При приближении к ним старшего и сред-

него братьев они загорались и лишь младшему дались в

руки. От этих братьев-царей произошли разные племена

скифского народа, а священным золотым предметам, хра-

нившимся в самом большом из царств, приносились

жертвы.

©© Золотые украшения из Куль-Обы - шейные гривны,

браслеты, ожерелья, оружие, доспехи, ритуальные сосуды,

посуда, фигурные золотые бляшки, пришиваемые к одежде,

и прочие предметы, найденные в склепе (хранятся в Эрми-

таже), - являются характерными произведениями боспор-

ской торевтики. Всемирно известен электровый сосуд из

Куль-Обы с четырьмя сценами из жизни скифов. Они изо-

бражают беседу царя с воином, воина, натягивающего лук,

воина, перевязывающего ногу раненому, и скифа, лечащего

воину зуб. Удивительная реалистическая точность изобра-

жений позволяет судить об этническом типе, облике и

 

- 52 -

 

На стр. 53 фотография: Царский курган. Дромос.

 

 

На стр. 54 фотография: Электровый сосуд из кургана

Куль - Оба. IV в. до н.э. Гос. Эрмитаж.

 

одежде этого давно исчезнувшего народа, благодаря чему

сосуд из Куль-Обы неизменно воспроизводится как в науч-

ных трудах о скифах, так и в учебниках истории.

©© Уже в наше время (в 1965 г.) в 20 километрах юго-западнее

Керчи, близ Тобечикского озера, археологом Д. С. Кирили-

ным была раскопана курганная группа Ыч-Оба ("Три бра-

та"), состоявшая из курганов разных размеров второй по-

ловины IV века до н. э. В "старшем" кургане сохранился

неразграбленным монументальный уступчатый склеп, где

находились два женских погребения со множеством золо-

тых украшений - диадемой, серьгами в виде сфинксов,

инкрустированными египетской сине-зеленой эмалью,

бусами, колокольчиками, бляшками в виде орла, крылатой

богини, пегаса, лотоса и других, которые нашивались на

одежду.

©© Выполняя украшения (найденные в Куль-Обе, Ыч-Обе и

других курганах Боспора), эллинские ювелиры наряду с

греческими мотивами (медальоны с изображением головы

Афины, скопированной со знаменитой статуи Фидия, на

подвесках к диадеме и др.) использовали и мотивы скиф-

ского звериного стиля - борющихся зверей и птиц, фан-

тастических существ, например грифона - зверя с телом

льва, крыльями и головой орла. Придя в искусство скифов

с Древнего Востока, грифон тысячелетия спустя (в 1845 г.)

стал геральдической фигурой в гербе русской Керчи.

©© В курганных погребениях местных племен встречались

и редкие привозные греческие вещи. В гробнице воина

(судя по его оружию, сармата) у мыса Ак-Бурун наряду с

украшениями, не носившимися мужчинами-греками (оже-

релья), была обнаружена панафинейская амфора, вручав-

шаяся победителю на общегреческих соревнованиях. По-

скольку негреки к участию в них не допускались, амфора

явно попала сюда, пережив своего первоначального вла-

дельца.

©© В одной из гробниц на Митридате в 1872 году была обна-

ружена прекрасная гидрия (сосуд для воды с двумя гори-

 

- 55 -

 

На стр. 56 фотография: Подвеска с изображением

головы Афины из кургана Куль-Оба.

IV в. до н.э. Гос. Эрмитаж.

 

зонтальными ручками и одной вертикальной) IV века

до н. э., на чернолаковой поверхности которой изображена

сцена спора Афины с Посейдоном с частично выполненны-

ми рельефом светлыми фигурами и орнаментом (Эрмитаж).

©© Греческие курганные захоронения лишены "варварской"

роскоши, но не менее богаты. Поскольку физические за-

нятия были характернейшей чертой греческого образа жиз-

ни, мужские погребения сопровождаются необходимыми

для этого вещами: сосудиками с оливковым маслом для

натирания перед упражнениями и стригелем - металли-

ческим скребком для удаления с тела налипшего песка и

для массажа. В женских погребениях помещались прекрас-

ные расписные вазы и изысканные ювелирные изделия

(например, перстень с изображением летящей цапли, с

величайшим искусством вырезанной на голубом прозрач-

ном халцедоне известным мастером второй половины

V века до н. э., который оставил тут свою подпись: "Сделал

хиосец Дексамен"; Эрмитаж). Характерно, что вместо огром-

ных запасов пищи в бронзовых котлах и вина в громадных

амфорах, которые скифы оставляли своим умершим, греки,

носители более развитой цивилизации, помещали лишь

символы еды - вино в изящной амфоре и сливы на черно-

лаковом блюде.

©© Политический и экономический кризис конца II века

до н. э. сказался и на облике Пантикапея. Во время граж-

данских войн сильно пострадал акрополь, сгорел пританей,

разрушились подпорные стены террас, вследствие чего они

начали осыпаться. Предпринятое Митридатом поспешное

восстановление и укрепление акрополя выразилось в частич-

ной перепланировке террас и строительстве оборонительных

стен на Западном плато. Несколько позже Асандром

(47-17 гг. до н. э.) была сооружена мощная цитадель на

вершине Первого кресла. Как показали исследования ар-

хеолога В.П. Толстикова, к цитадели с севера подводил

пандус. Из прикрытых башней ворот крепости попадали

в высеченный в скале коридор, обходивший центральную

башню, куда вели полукруглые ступени, давшие основание

легенде о троне Митридата (см. с. 29). (Мы их уже не ви-

дим, так как недавно местный Комунхоз неосмотрительно

залил их бетоном при устройстве опоры бака с соляркой

для Вечного огня.) Землетрясение 63 года до н. э. привело

к разрушению многих сооружений акрополя.

©© Правители новой династии восстановили цитадель, про-

существовавшую до начала II века н. э., построили побли-

зости монументальное, облицованное внутри мрамором

здание (его остатки вскрыты восточнее цитадели) и возвели

 

- 57 -

 

На стр. 58 фотография: Гидрия. IV в. до н.э.

Гос. Эрмитаж.

 

Фотография: перстень с изображением Цапли.

V в. до н.э. Гос. Эрмитаж.

 

ряд несохранившихся храмов: Афродиты Навархиды в

честь победы над пиратами; храм популярной на Боспоре

Афродиты Апатуры (в районе теперешней улицы К. Маркса)

и храм царю Аспургу. В I веке н. э. в Пантикапее были

сооружены термы (бани) по римскому образцу с помеще-

ниями для омовений в горячей, теплой и холодной воде,

которая подводилась по свинцовым и керамическим трубам.

Остатки терм обнаружены севернее пританея раскопками

в 1897 году. Известно, что во II-III веках в Пантикапее

строились общественные здания - храм бога войны Ареса,

картинная галерея (пинакотека), однако от этого периода

начавшегося упадка сохранились лишь остатки жилищ и

многочисленные рыбозасолочные ванны и винодельни. По-

следние обнаружены даже на акрополе, что говорит об

угасании городской жизни и аграризации города.

©© Давно исчезли люди античной эпохи, исчезло почти все,

построенное ими на поверхности земли, но уцелел обширный

некрополь, который занимал склон горы западнее Пира-

 

- 59 -

 

На стр. 60 - 61 Фотографии: Статуи супружеской четы

из Пантикапея. I в. н.э. Гос. Эрмитаж.

 

мидальной скалы и окрестности города, особенно Глинище

Его границы с конца II века н. э. придвинулись к северному

склону Митридата. Некрополь I-IV веков состоял главным

образом из грунтовых склепов (катакомб) со спуском в

виде колодца; из каменных склепов, впущенных в холлы

или насыпи старых курганов (нередко древние погребения

в них заменялись новыми), и из реже теперь возводивших-

ся курганов. Некрополь доносит до нас картину жизни по-

следних четырех столетий Пантикапея, особенности куль-

туры и быта его этнически сильно изменившегося насе-

ления.

©© Поскольку большинство склепов недоступны для осмотра,

утратили живопись или затеряны, придется рекомендовать

читателю дополнить осмотр города обращением к уже

упоминавшейся книге М. И. Ростовцева, опубликовавшего

боспорские росписи. Произведений античной живописи

вообще дошло крайне мало, поэтому они особенно ценны.

Изданные Ростовцевым росписи гробниц, рельефы над-

гробных стел и саркофагов, хранящиеся в Керченском

музее и в музеях Москвы и Ленинграда, позволяют нам

познакомиться с некоторыми сторонами жизни боспорского

общества и увидеть самих боспорцев. Их изображения,

несмотря на героизацию образа умерших и условность позы,

явно воспроизводят портретные черты с особенностями

этнического типа.

©© На рельефах стел и саркофагов перед нами предстают

участники загробных трапез, возлежащие на ложах перед

столиком; женщины, восседающие в кресле в окружении

слуг; супружеские пары, дети. Мы видим боспорского уче-

ного Стратоника, сына Зенона, перед столом со свитками

его сочинений (стела из Керченского музея) и супружескую

чету - боспорца с тонким сосредоточенным лицом и его

грустную жену (Эрмитаж); их мраморные, прекрасно тех-

нически выполненные статуи очень выразительны. Заме-

чательно изображение местного художника-энкауста в его

мастерской, разогревающего перед жаровней инструмент:

 

- 62 -

 

Фотография: Художник-энкауст в мастерской.

Роспись саркофага. I в. н.э.

Гос. Эрмитаж.

 

рядом с ним мольберт, ящик с восковыми красками, на

стене - готовые портреты (роспись саркофага I в. н. э.; Эр-

митаж).

©© Росписи гробниц представляют горожан в погребальной

процессии, гладиаторов, борющихся со зверями (этот рим-

ский тип зрелищ привился и на Боспоре), а также много-

численные сцены битв. Боспорские воины, пешие и всад-

ники, сражаются в одиночку или группами, причем движе-

ние несущихся на врага всадников передано превосходно.

Одни из воинов облачены отчасти в греческую (плащ), от-

части в "варварскую" (штаны, сапоги) одежду, другие - в

одежду кочевников.

©© При посещении богатейшего собрания стел в лапидарии

Керченского музея мы можем сейчас только вглядеться

в лица боспорцев. Не понимая древнегреческих надписей

на погребальных стелах, мы не слышим их обращений к

живым. Между тем они окликают нас ("Остановись, про-

хожий, и взгляни на несчастного Лисимаха..."), делятся

 

- 63 -

 

На стр. 64 - 65 Лапидарий Керченского музея.

 

Скульптура льва

из Пантикапея.

I-II вв. н. э.

Гос. Эрмитаж

 

своей бедой ("Я умер в земле сираков, и меня, купца,

Гермес, сын Маи, не проводил домой. А ныне имя мое

Хрестиона, сына Асиатика, скончавшегося до брака не-

счастной смертью на чужбине, каменная хранит стела, на

которой оно написано. Но прощай, путник!") или просто

приветствуют нас ("Гезус, сын Аполоннида, прохожим

 

привет!"). Последняя стела, похищенная в 1856 году ан-

гличанами, ныне находится в Британском музее.

©© На некрополе Пантикапея было найдено и великолепное

изваяние грозного льва, попирающего голову убитого им

быка (I-II в. н. э.; Эрмитаж). Такие скульптуры в качестве

охранителей захоронений по древнейшей традиции поме-

щались возле могил.

©© Обнаруженные в могилах некрополя художественные

произведения I-IV веков н. э. раскрывают усилившийся

процесс сарматизации боспорского искусства. Произведе-

ния эти позволяют увидеть, насколько глубокой перера-

ботке в первые века нашей эры подверглась греческая ху-

 

- 66 -

 

Рельеф саркофага. II в. н. э.

Гос.Эрмитаж

 

дожественная традиция, принесенная сюда в VI-V веках

до н. э. В этнически многообразной культурной среде Боспо-

ра, где местный элемент значительно преобладал над гре-

ческим, в искусстве развиваются черты своеобразного пси-

хологизма и примитивного реализма, отчасти связанные с

представлениями негреческого населения о магической

функции художественного произведения (8).

©© В работах боспорских мастеров первых столетий нашей

эры эти черты проступают все сильнее сквозь оболочку тра-

диционного греческого мифологического сюжета. Эллин-

ская ясная гармоничность мироощущения, классическая

уравновешенность композиции и изысканная простота в

передаче человеческого образа сменяются в эту сложную

эпоху драматическим мировосприятием и выразитель-

ностью характеристики персонажей, изображаемых все

более обобщенно и плоскостно.

©© Характерна в этом отношении разница в трактовке рим-

ским и боспорским мастерами на саркофагах II века н. э.

 

- 67 -

 

(Эрмитаж) популярного мифа о Ниобидах, истребленных

стрелами Аполлона и Артемиды. Дети богини Латоны,

они покарали Ниобу, возгордившуюся многочисленностью

своих детей и отказавшуюся приносить жертвы Латоне.

Если римский мастер, воспроизводивший греческий обра-

зец, украшая стенки саркофага, стремился к последователь-

ности передачи сюжета в отдельных сценах и к пластике

фигур, то мастера-боспорца интересовало другое. На его

рельефе юная сестра стремительно поддерживает падающе-

го брата, их обращенные вверх к богам-мстителям лица с

огромными, обведенными краской глазами выражают ужас

и укор, складки резко откинутых плащей и угловатость

поз усиливают жестокий драматизм случившегося. При

всей наивности и примитивности художественных приемов

боспорский мастер достиг в этом произведении большой

выразительности.

©© Памятником взаимопроникновения двух культур яв-

ляются пользующиеся мировой славой росписи склепа Де-

метры I века н. э. на Глинище. Их тема - греческий миф о

богине Деметре, у которой бог подземного мира Плутон

похитил ее дочь Кору. Деметра изображена в центре свода;

ее лицо выступает на фоне темных волос и синего хитона,

шея украшена золотым ожерельем. Глубокая поглощен-

ность чувством, самоэабвенность страдающей и не прими-

рившейся со своей потерей матери сосредоточены в широко

открытых, устремленных вдаль глазах Деметры. Возвышен-

ность, внешняя сдержанность образа - характерные чер-

ты греческой классической традиции, но тонкий психо-

логизм и внутренний драматизм привнесены другой эпо-

хой, иным мироощущением. Органическое слияние этих

начал в творчестве неизвестного нам боспорского худож-

ника привело к созданию образа, стоящего по своим ху-

дожественным достоинствам в одном ряду с "Сикстинской

мадонной" Рафаэля.

©© Сцена похищения Коры изображена напротив входа с

наивной условностью, но с попыткой передать испуг Коры

асимметрией черт ее лица. Фигуры бегущего Гермеса и при-

горюнившейся нимфы Калипсо, проводников душ умерших

в загробное царство, написанные на входной стене с быто-

вой достоверностью, как бы переключают нас в эмоциональ-

но иной план. Склеп, находящийся в аварийном состоянии

из-за нарушения режима близлежащих водоносных слоев

при строительстве рядом микрорайона, недоступен для

обозрения.

©© Еще ощутимее сарматское влияние проявилось в роспи-

сях, где сцены кочевого быта вторгаются уже в сам сюжет.

 

- 68 -

 

Керчь. Изображение богини на своде склепа Деметры.

I в. н.э.

 

Такова знаменитая роспись склепа Анфестерия I века н. э.,

загубленная владельцем участка, на котором находился

склеп, но сохранившаяся в копии Ф. И. Гросса. Сцена за-

гробного выезда умершего представлена здесь в реальной

обстановке степного кочевья, у раскинутой юрты; только в

одежде всадника еще сохранилось нечто от греческого

костюма.

©© В единственном склепе Керчи (открыт в 1891 г.), доступ-

ном для осмотра росписей (дом ╪ 29 на Нагорной улице),

кочевой быт представлен еще полнее. Сильно попорченная

роспись представляет сцены загробной трапезы и жертво-

приношения. Юрта в степи, лошади, люлька с детьми у ног

сидящей женщины - картины кочевого быта, с естествен-

ной непосредственностью перенесенные на стены склепа.

Торжественно застывшие фигуры умерших плоскостны,

пропорции их искажены.

©© Об усилении негреческих мотивов в боспорской скульпту-

ре свидетельствует изваяние змееногой богини, венчавшее

 

- 69 -

 

Фотография: Змееногая богиня скифов.

I в. н. э. КИАМ

 

погребальную стелу (Керченский музей). Этот образ вос-

ходит к эллинскому варианту легенды о происхождении

скифов. Согласно сообщению Геродота, их родоначальником

был Скиф - младший из трех сыновей Геракла и местной

змееногой богини, с которой герой встретился, пригнав сюда

быков, похищенных у трехголового великана Гериона. Скиф

единственный из братьев смог натянуть лук Геракла и

опоясаться его поясом с золотой чашей на конце.

©© После нашествия готов Пантикапей сильно сократился

в границах, сосредоточившись в припортовом районе у

мыса. Основная прежде часть города на горе Митридата

быстро разрушилась: горожане разбирали старые построй-

ки для новых жилищ в нижнем городе. Нагорная часть

Пантикапея, оказавшаяся за пределами города IV века,

была превращена в кладбище. После нашествия гуннов в

370-х годах, повсеместно довершивших гибель античной

цивилизации, Пантикапей вступил в новую фазу своей

истории - средневековье.

 

- 70 -

 

На стр. 71 Фотография: Керчь. Храм Иоанна Предтечи.

X - XIII вв.

 

Городок на мысу, окруженный в VI веке стеной, стал на-

зываться Боспором. В Х-XII веках, войдя в состав Тмута-

раканского княжества, он стал русским Корчевом. В Х веке

там была заложена церковь Иоанна Предтечи, которую мы

сразу замечаем, попав на площадь Ленина. Это единствен-

ная из византийских церквей Северного Причерноморья,

чудом уцелевшая среди множества исторических преврат-

ностей, которыми было наполнено тысячелетие от гибели

Тмутараканского княжества до суровых событий Великой

Отечественной войны. Давно исчезли средневековые кре-

постные стены, внутри которых церковь была возведена,

неоднократно утрачивалась окружавшая ее застройка раз-

ных времен, а древний храм и поныне стоит в сердце города

живым свидетелем стольких пережитых им исторических

событий.

©© Законченная в XIII веке церковь Иоанна Предтечи при-

надлежит к распространенному в византийском культовом

зодчестве этого периода крестовокупольному типу, образ-

цы которого возводились с Х века и в других местах Крыма.

Четырехколонный храм, увенчанный плоским куполом, с

тремя апсидами у восточного фасада сложен из чередую-

щихся рядов белого камня и плоского кирпича (плинфы),

образующих характерную для византийских построек по-

лосатую бело-розовую кладку.

©© Несмотря на сравнительно небольшие размеры и ясно

ощутимую массивность здания, его пропорции и архитек-

турные членения создают впечатление собранности, вели-

чественности, устремленности вверх объема храма.

©© При возведении церкви были использованы также части

разобранных построек предшествующего времени. Так, че-

тыре колонны темно-серого мрамора с коринфскими ка-

пителями, несущие систему подкупольных сводов, были

взяты из какого-то раннесредневекового сооружения. Это

подтверждает и надпись на одной из колонн с датой 6265

(757) года, предшествующей на два столетия постройке

церкви Иоанна Предтечи.

©© К северу от храма Иоанна Предтечи под площадью Лени-

на в 1963-1964 годах археологом Т. Н. Макаровой был

обнаружен перекресток вымощенных, расположенных под

прямым углом друг к другу улиц с каменными кладками

домов, построенных на месте разрушенных строений вре-

мени хазар. Эти хорошо сохранявшиеся остатки Корчева

могут быть раскрыты вновь и музеефицированы. С юга к

церкви примыкал могильник Корчева.

©© Генуэзские купцы, обосновавшиеся в XIII веке в Корчеве,

названном ими Черкио, а также Воспро, выстроили на

 

- 72 -

 

мысу близ античного мола свою крепость. В 1299 году Чер-

кио разгромили ногайские татары, начавшие затем его

осваивать, соседствуя с генуэзцами.

©© Рукописи средневековых восточных авторов сохранили

тогдашнее мусульманское наименование города - Карз,

аль-Карш или Кард.

©© В XIII-XIV веках церковь Иоанна Предтечи была пре-

вращена в мечеть; интересно впечатление от нее арабского

писателя Ибн-Батуты, остановившегося в ней по пути в

Кафу. Приплыв в 1334 году из Синопы, он высадился на

берег. "Я увидел церковь, - пишет он, - направился к

ней, застал в ней монаха и на одной из стен церкви увидел

изображение мужчины арабского в чалме, опоясанного

мечом и с копьем в руке. Перед ним горела лампада. Я ска-

зал монаху: "Что это за изображение?" Он ответил: "Это

изображение пророка Али", и я удивился его ответу. Мы

переночевали эту ночь в церкви и сварили себе кур, которых

привезли с собою на корабле" ( 9 ). Удивление Ибн-Ватуты по-

нятно: ведь исламская религия запрещала изображать

живые существа. Отступление от этого можно объяснить

нетвердостью мусульманских устоев в этих краях, где в

средневековый период одна культура неоднократно сме-

няла другую, сохраняя по инерции некоторые черты

предыдущей.

©© С конца XV века, когда в городе закрепились турки, он

на несколько столетий приобрел восточный облик. Генуэз-

скую крепость турки превратили в цитадель своей более

обширной крепости. Турецкая крепость, как и предшест-

вовавшие ей, была сооружена из камня античных построек.

Посетивший Керчь в первые годы XIX века писатель

П. И. Сумароков сообщает, что вокруг церкви Иоанна

Предтечи в изобилии валялись "частицы мраморных колонн,

капителей и не обработанные онаго куски... На воротах к

городу виден на одной стороне лежащий мраморный же

лев, каковой точно, судя по опустелому месту, был некогда

и на другой стороне"(10). По свидетельству И. А. Стемпков-

 

ского, "на воротах крепости Керченской долгое время ви-

дим был древний барельеф, изображающий грифона"( 11 ).

Снаружи у ворот крепости, примерно поблизости от совре-

менного универмага "Чайка", находился длинный, разде-

ленный на отсеки бассейн общественного фонтана, восхо-

дящего к античности, у которого "передняя его сторона

сделана из мрамора, и он превосходит все другие в

Крыму" ( 12 ).

©© Турецкую Керчь подробно описал подполковник Томи-

Лов ( 13) после взятия ее русскими войсками в 1771 году. Ее

 

- 73 -

 

кварталы группировались вдоль главной дороги в Кафу

(Феодосию; ныне это ул. Ленина), шедшей от ворот кре-

пости мимо опустошенного, с редкими развалами кладок

склона Митридата. Узкие кривые улицы сходились к базару

у крепостных ворот, напротив которых стояла мечеть. В кре-

пости и городе было тогда 8 мечетей, 50 лавок торговцев,

бани и 674 дома. Горожане жили за счет рыболовства, ви-

ноградарства, садоводства и торговли с Кавказом и Турци-

ей. Весть о появлении в проливе русской эскадры вызвала

в лишенной гарнизона Керчи панический ужас. Все турки

и часть татар бежали на военных и торговых судах в Тур-

цию, опустошив город. Основная масса татар ушла к Кафе.

Русских встретила в городе горстка греков, армян и грузин.

©© В качестве важнейшего пограничного форпоста России

на Черном море Керчь около полувека сохраняла вид воен-

ного лагеря. К 1820-м годам на Черном море возникли

другие военные базы, а рост укреплений на мысе Ак-Бурун

привел к утрате военного значения Керченской крепости

и ее упразднению. В 1821 году для торговли с народами

Кавказа был открыт порт. Нацеленный на торговое разви-

тие город, в 20-е годы XIX века представлявший собой

небольшой поселок, нуждался в расширении и благоустрой-

стве. Керчь предполагалось сделать губернским центром,

поэтому она тогда же получила генеральный план, разра-

ботанный одесским архитектором Франсуа Шалем, в про-

шлом учеником одного из ведущих архитекторов Франции,

Шарля Персье. Подобно всем вновь строящимся и рекон-

струируемым городам России первой половины XIX века,

Керчь должна была приобрести регулярный план и за-

стройку "образцовыми" (типовыми) зданиями в стиле клас-

сицизма( 14 ). По этому плану на месте разобранной в 1827 го-

ду крепости была разбита восьмигранная, окруженная

аркадами Предтеченская площадь, занимавшая середину

нынешней площади Ленина. Главным ее зданием стала

превращенная в городской собор древняя церковь Иоанна

Предтечи. После перепланировки она оказалась внутри

одного из образующих площадь кварталов и в перспективе

подходившей к площади главной Воронцовской улицы

(ныне ул. Ленина). В 1840-х годах к церкви по проекту

архитектора Л. Дигби была пристроена колокольня.

©© В 1830-1840-х годах был доработан генеральный план

новой Керчи, в основу которого легла идея "связи времен".

Она возникла в кругу энтузиастов античности, в который

входили градоначальник И. Стемпковский, П. Дюбрюкс,

директор музея древностей И. Бларамберг и городской архи-

 

- 74 -

 

 

Схема плана

центра Керчи

периода классицизма:

а) музей древностей б) мавзолей

И. А. Стемпковского в) Большая

Митридатская лестница г) фонтан у

Царской пристани д) фонтан у Ад-

миралтейства е) церковь Иоанна

Предтечи

 

тектор А. Дигби. Согласно этой идее, русская Керчь вы-

ступала как преемница культуры великого прошлого края

и продолжательница его классической традиции. С этой

целью в архитектурную композицию города в качестве

доминирующего объема была включена гора Митридата.

Сама реликвия античности, она к тому же образовывала

вместе с мысом у ее подножия могучую, созданную при-

родой ось. Мастерски использованная архитектором А. Диг-

би в качестве стержня композиции центра города и его

панорамы с моря, эта ось была архитектурно выявлена

тремя ярусами монументальной лестницы, подводившей

от уровня Предтеченской площади к одной из верхних

террас горы. Там в 1835 году по проекту одесского архи-

тектора Джордже Торичелли было возведено окруженное

дорической колоннадой здание музея древностей, воспроиз-

водившее облик афинского храма Тезея (сейчас на этом

месте ресторан "Митридат"). В 1834 году на вершине

горы, на продолжении оси лестницы, была построена в

 

- 75 -

 

На стр. 76 - 77 Вид Керчи в 1856 г.

Гравюра Уокера по рисунку В. Симпсона.

 

На стр. 78 Керчь. Большая Митридатская

лестница. 1830 - 1840 -е гг.

Чертеж архитектора А. Дигби.©

 

классических формах часовня-мавзолей над могилой

И. А. Стемпковского (снесена после 1945 г.). Тем самым

зрительно был воссоздан образ утраченного античного го-

рода на горе, а центр русской Керчи, распланированный над

скрытыми землей остатками Боспора и Корчева и хранящий

святыню средневекового города храм Иоанна Предтечи,

был поставлен в связь с акрополем ее древнего пред-

шественника Пантикапея. Благодаря этому классическая

традиция была представлена в Керчи как бы в ее

развитии во времени: античность, греко-византийское

зодчество, русский классицизм. Так архитектурными

средствами была ярко выражена идея исторической преем-

ственности культур и с помощью архитектурных вех,

связанных с крупными эпохами, подчеркнута историче-

ская перспектива города, уходящая в глубь тысячелетий.

©© Интересно устройство большой Митридатской лестницы

 

(ныне ул. 51-й армии) - великолепного произведения

классицизма (архитектор А. Дигби), первоначальный вид

которой предполагается воссоздать. Из-за большой про-

тяженности склона она была задумана по принципу обрат-

ной перспективы, то есть с последовательным расшире-

 

 

нием ее ярусов во избежание сильного зрительного со-

кращения их при восприятии с площади и с моря. Пло-

щадка первого яруса лестницы завершалась фигурами

входивших в герб Керчи грифонов, напоминавших о до-

греческих обитателях этих мест - скифах. Эта мону-

ментальная лестница, находившаяся в центре панорамы

города при приближении к нему с моря, воспринималась

как торжественные пропилеи Керчи. Подобную же роль

своеобразной "художественной заставки" играли фигуры

грифонов и в оформлении въезда в Керчь с суши: они

стояли на высоких постаментах по сторонам главной

входившей в город Феодосийской дороги, встречая путни-

ков и сразу давая им почувствовать необычность, исто-

рическую исключительность этого рядового по экономи-

ческим показателям уездного города.

 

- 79 -

 

На стр. 80 - 81 Вид на Керчь с Митридатской

лестницы. Гравюра по рисунку А. Бентлея.

Середина XIX в.

 

Керчь.

Католическая церковь. 1840 г.

 

Одновременно преобразовывались и другие части горо-

да: были спрямлены и замощены многие улицы; расши-

рена Базарная площадь (пл. В. Дубинина), получившая

трапециевидную форму; обстроено полукружие уютной

Фонтанной площади со сквером (на месте фонтана теперь

кинотеатр "Украина"; формировавшие площадь здания

со строгими гармоничными фасадами снесены в 1980 году);

выстроена католическая церковь с портиком тосканского

ордера (1840 г.. Театральная ул., ╪ 30); спрямлена каналом

речка Мелек-Чесме, заболачивавшая прибрежный участок

дороги на Еникале; сделан съезд с Митридата; облицованы

камнем набережные.

 

 

Удивительное архитектурное единство придавала Керчи

ее белокаменная жилая застройка из местного известняка,

которая на протяжении почти всего XIX века варьирова-

ла общеобязательные в первой половине столетия типовые

образцы жилых домов классицизма. Из сохранившихся

зданий 1830-1850-х годов отметим как характерные для

 

- 82 -

 

Керчь. Ограда с ложным фасадом на 1-й

Митридатской улице. Середина XIX в.

 

Керчи дома: ╪ 25 по улице В. Дубинина, ╪ 9-13 по ули-

це Пирогова, ╪ 2/13 по улице П. Алексеева, ╪ 11 по ули-

це Циолковского. Строгая простота фасадов этих и подоб-

 

 

ных им домов образовала стилистически единый фон рядо-

вой застройки улиц и площадей, на котором отчетливо

выделялись общественные здания и особняки, выстроенные

по индивидуальным проектам. Среди жилых домов Керчи

имеется примечательный для той эпохи курьез, на кото-

рый впервые обратил внимание архитектор И. И. Кролен-

ко при изучении городской застройки XIX века. Поскольку

градостроительная дисциплина классицизма требовала

регулярной обстройки улиц, а на крутом обрыве между

домами ╪ 29 и 31 по улице 1-й Митридатской построить

дом было трудно, то этот прогал заполняли оградой с

ложным фасадом, членения которого отвечали ритму раз-

бивки фасадов соседних зданий.

©© "По внешнему виду домов, по их аркадам, колоннам и

другим архитектурным украшениям Керчь очень похожа

 

- 83 -

 

на европейский город..." ( 15 ) - констатировал один из путе-

шественников А. Демидов.

©© За городской заставой близ Феодосийской дороги в

1840-х годах был выстроен татарский форштадт (приго-

род) с мечетью, сооруженной по типовому проекту (ныне

ул. Пушкина, ╪ 8).

©© Так к середине XIX века из беспорядочного, неблаго-

устроенного поселения начала 1820-х годов Керчь пре-

вратилась в регулярный город, ансамбль центра которого

являлся одним из лучших образцов градостроительного

искусства классицизма. Не случайно облик Керчи того

времени неоднократно фиксировался русскими и иностран-

ными художниками.

©© Большую роль в этом преобразовании сыграл Александр

Дигби - итальянский зодчий, всю жизнь проработавший

в России. Этот талантливый архитектор родился в 1758 го-

ду, возможно, в Тоскане. Об итальянском периоде его жиз-

ни ничего не известно. Судя по художественным качествам

и стилистическим особенностям его произведений, он дол-

жен был пройти хорошую архитектурную подготовку в

Риме. Не найдя себе применения на завоеванной австрий-

цами родине, 28-летний зодчий приехал на юг России.

В 1786 году он был назначен городским архитектором

Астрахани, где в течение семнадцати лет реконструировал

центр города, возвел и перестроил многие общественные

здания и частные дома в Белом городе ( 16 ). Затем он работал

в Одессе, возможно, в Херсоне, а с 1830 по 1843 год - в

Керчи, где в начале 1830-х годов стал городским архи-

тектором.

©© Его основной заслугой явилось корректирование во мно-

гом не отвечавшего конкретным условиям местности ге-

нерального плана города, составленного в 1821 году явно

не видавшим Керчи Ф. Шалем, а главное - архитектурное

решение ансамбля центра и его осуществление. Помимо

этого Дигби спроектировал и построил сооружения в ком-

позиционно ответственных точках Керчи: колокольню

церкви Иоанна Предтечи (1842), замкнувшую перспективу

Воронцовской улицы; репрезентативное здание Кушни-

ковского института для девиц близ развилки Воронцовской

улицы и въездной Феодосийской дороги (1838-1841; ныне

учебное здание на ул. Ленина, отчасти перестроенное); у той

же развилки - колокольню Троицкой русской церкви

1843 года, вертикаль которой акцентировала один из основ-

ных композиционных узлов города (церковь и колокольня

снесены после 1945 г.); каменный арочный мост через

реку Мелек-Чесме (1837, не сохранился). В 1832-1836 годах

 

- 84 -

 

зодчий построил также ряд производственных и жилых

зданий в новом керченском карантине, считавшемся луч-

шим в Европе. Конец жизни мастер провел в Одессе.

©© Во время Крымской войны Керчь сильно пострадала от

пожаров и разрушений. 12 мая 1855 года английская

эскадра вошла в Керченский пролив; высадив десант в

Камыш-Буруне, англичане заняли Керчь. Незадолго до

этого городские учреждения были эвакуированы, продо-

вольственные склады уничтожены, а жители разбежались

при приближении врага. В этой сложной обстановке со-

трудникам музея удалось вывезти не все экспонаты; то,

что уцелело в разгромленном музее, было отправлено в

Англию полковником Макферсоном. В отношении русских

культурных ценностей он действовал столь же бесцере-

монно, как несколько ранее его соотечественник лорд Эль-

джин в Афинах, похитивший в числе многих художествен-

ных произведений даже одну из кариатид Эрехтейона, вы-

ломав ее из портика этого шедевра древнегреческой архи-

тектуры.

©© 10 июня 1856 года Керчь была оставлена неприятелем.

Восстановление разоренного города заняло около десяти-

летия.

©© В период второй половины XIX - начала XX века были

 

 

выстроены те монументальные здания, которые формиро-

вали центр Керчи. Одно из них - снесенная в 1981 году

старая таможня на берегу, выстроенная в середине XIX ве-

ка в формах классицизма и ценная в градостроительном

отношении. Ее полукруглый боковой фасад возникал в

перспективе улицы Свердлова, огибающей Митридат с

юго-востока, и оформлял поворот к Театральной улице,

проходящей вдоль подножия горы с севера. Главный фасад

здания был обращен к морю. Его противоположный фасад

вместе с фасадами соседних зданий того же времени обра-

зовывал нейтральный фон, выделявший храм Иоанна Пред-

течи при восприятии его с основных путей выхода на пло-

щадь - от улиц Ленина и Кирова. Без этого сомасштабного

ему архитектурного окружения небольшой храм теперь

сильно проигрывает, сопоставленный с пространством огром-

ной площади и безграничностью моря.

©© Обращенную к площади Ленина сторону Театральной

улицы занимает здание средней школы им. В. Г. Короленко

(бывш. женская гимназия), построенное архитектором Ла-

горио в 1885-1909 годах. Далее по Театральной улице,

╪ 14, находится здание армянской церкви (1857; ныне

кинотеатр "Пионер"), закругленный угол которого обра-

зует плавный переход к площадке перед монументальной

 

-          85 -

 

Назад

 

На главную© страницу